ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОНИКУ (Калинаускас)

22 февраля 2011 - Gamlet
article39.jpg

Существует несколько практических приложений теории интертипных отношений, автором которой является Аушра Аугустинавичюте (Вильнюс).

Мы хотим предложить вам вариант функциональной соционики для решения двух проблем, имеющих непосредственное отношение к занятиям психорегуляцией:

1)для того, чтобы вы познакомились с вашими интеллектуальными механизмами;

2) чтобы вы могли предвидеть поведение другого человека в различных ситуациях и знали правила информационного реагирования.

Так же мы с вами попытаемся найти критерий для определения типа информационного метаболизма (ИМ) конкретного человека.

Соционика позволяет выделить тип ИМ человека, то есть его способ приема, обработки и выдачи информации. Мы называем это типом интеллектуальных автоматизмов.

Существует несколько практических приложений теории интертипных отношений, автором которой является Аушра Аугустинавичюте (Вильнюс).

Мы хотим предложить вам другой вариант функциональной соционики для решения двух проблем, имеющих непосредственное отношение к занятиям психорегуляцией:

1)для того, чтобы вы познакомились с вашими интеллектуальными механизмами;

2) чтобы вы могли предвидеть поведение другого человека в различных ситуациях и знали правила информационного реагирования.

Так же мы с вами попытаемся найти критерий для определения типа информационного метаболизма (ИМ) конкретного человека.

Соционика позволяет выделить тип ИМ человека, то есть его способ приема, обработки и выдачи информации. Мы называем это типом интеллектуальных автоматизмов.

Каким образом при отсутствии рефлексии (без самосознания) информация вос­принимается человеком, обрабатывается и выдается наружу?

В основе теории А. Аугустинавичюте лежат два источника: теория К. Юнга и понятие об информационном метаболизме Кемпинского. Юнг ввел понятие о четырех основных типах информации:

- логическая (дающая представление о взаимосвязях),

- интуитивная (дающая представление о целостности),

- сенсорная (дающая представление о свойствах объектов),

- этическая (дающая представление об отношениях между объектами).

Юнг ввел понятия интроверсии и экстраверсии и определил их не как постоянно присущее конкретному человеку качество, но как некоторое ситуационное состояние.

Экстраверсия означает преобладание открытости, общительности, живости, подвижности. Крайняя степень экстраверсии может приобрести характер гиперманиакальности.

Интроверсия означает явную обращенность внутрь, меньшую контактность и пластичность, склонность к конструированию и теоретизированию, эмоциональную холодность. Крайняя, патологическая степень интроверсии — аутизм, глубокое пог­ружение в себя и потеря контактов с внешним миром.

К четырем типам информации, выделенным К. Юнгом, А. Аугустинавичюте добавила предположение, что механизмы переработки информации извне и механизмы переработки информации, идущей изнутри человека, должны быть различными. В связи с этим каждый из четырех видов информации получил две модификации: субъектную и объектную. Аугустинавичюте ввела обозначение этих элементов и предложила с их помощью кодировать типы ИМ. Эти элементы обозначены:

 

  субъектный элемент объектный элемент
1. логика Субъектная логика Объектная логика
2. интуиция Субъектная интуиция Объектная интуиция
3. сенсорика Субъектная сенсорика Объектная сенсорика
4. этика Субъектная этика Объектная этика

 

Аугустинавичюте вводит понятие "интротим" и "экстратим", в отличие от "интроверт" и "экстраверт". Какая разница между ними?

Экстратим воспринимает себя как объект, Мир как субъект. В силу этого экстратим может перестроить отношения между объектами, но ему очень трудно изме­нить сам объект.

Интротим воспринимает себя как субъект, Мир - как объект. Отношения для него фиксированы, но зато ему легче изменить объект.

Суть понятий можно постичь на простой житейской ситуации ссоры. Для интротима ссора означает, что друг все равно остается другом, то есть отношения между ними не изменились, но, чтобы примириться, нужно попытаться друга переделать, взывая к его совести, разуму и т.п. Сказать же ему - "ты мне больше не друг" - интротиму очень сложно. Но это очень легко сделать экстратиму, который так и поступает. Ему проще изменить отношения с объектом, чем сам объект.

Интроверсия и экстраверсия. Качество, состояние, присущее человеку в конкретной ситуации.

Интротимность и экстратимность. Свойство, присущее человеку постоянно.

Вполне могут существовать как интровертированный экстратим, так и экстравертированный интротим.

Для кодирования типов ИМ Аугустинавичюте ввела систему координат, состоящую из четырех функций типа ИМ:

1 функция — репродуктивная, консервативная, ее содержание определяет интротимность или экстратимность типа;

II функция — продуктивная, творческая, постоянно требующая оценки извне;

III функция — место наименьшего сопротивления типа ИМ;

IV функция — суггестивная.

Далее Аугустинавичюте отметила, что первые две функции подвластны контролю человека, III и IV ему не подвластны, и высказала предположение, что человек нуждается в общении с дополняющим его типом ИМ. В дальнейшем мы постараемся разобраться, насколько верно это предположение.

На сегодняшний день соционика не имеет ни одного стопроцентного способа определения типа ИМ тестовым путем и является эмпирическим и объяснительным знанием, а не наукой в строгом смысле этого слова.

ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТИПОЛОГИИ

Опираясь на метод качественных структур, попытаемся построить функциональный вариант соционики.

Прежде всего, опишем базовые элементы на языке их проявления в поведении человека.

1.СЕНСОРИКА

Субъектная сенсорика

Надежность

Внутренние сенсорные ощущения, чувство внутреннего комфорта, то, что человек называет здоровьем (об этих ощущениях говорят: колет, печет, жжет,блаженство по телу, сенсорные радости).

Объектная сенсорика

Сила

Восприятие внешней формы, силы, потенциальной энергии объектов, способность манипулировать объектами (деньгами, вещами), разные умения, связанные с телесной манипуляцией, радость движения, борьбы.

2. ЛОГИКА

Субъектная логика

Думаю, что...

Внутренняя логика (как я понимаю), то есть субъективная логика, понимание содержания выше знания.

Объектна логика

Знаю, что...

Логика объективного мира, знания (книги, газеты), то, о чем говорят, с чем согласны, логика внешней ситуации, знать важнее, чем понимать.

3. ЭТИКА

Субъектная этика

Утверждение

Мое отношение к чему либо (я люблю...). Самоутверждение через уверенность.

Объектная этика

Согласие

Отношение других ко мне (меня любят) или отношения между другими. Самоутверждение через изменение.

4. ИНТУИЦИЯ

Субъектная интуиция

Верую в...

Целостность внутренней ситуации, внутренняя непротиворечивость или противоречивость.

Объектная интуиция

Приемлю...

Целостность внешней ситуации, ее противоречивость или непротиворечивость.

 

Итак, мы имеем 8 элементов, которые могут занимать 4 позиции, соответствующие трем аспектам: организации, функционирования, связи и положению точки координатора. Будем говорить о них, как о 4-х функциях мышления в процессе восприятия, обработки и выдачи информации. Согласно методу качественных структур, это можно изобразить следующим образом:

 

2   4
   
3   1

 

Теперь о содержательной стороне каждой из четырех функций типа информационного метаболизма (ИМ).

1 функция - аспект организации типа ИМ обозначает консервативное начало, зону уверенности человека. Все, что касается первой функции, человек не подвергает сомнению, легко шутит на тему 1 функции, так как уверен в этом. Но если серьезно задеть 1 функцию, человек агрессивно защищает ее, потому что с этой функцией у него связано чувство реальности своего существования.

II функция - аспект функционирования, то, что является выходом, продукцией функционирования нашего сознания. Это творческий элемент, содержанием информации которого человек манипулирует с удовольствием. Отрицательные высказывания по поводу проявления II функции снижают активность человека, а положительные, наоборот, стимулируют его к деятельности.

III функция играет роль точки координатора и является местом наименьшего сопротивления человека, так как содержание ее связано с оценкой самого себя. Каждый из нас всю свою жизнь бессознательно занят сбором информации на III функцию (об этом нужно все знать, ибо если я чего-то не знаю, я - плохой). Почему именно я плохой - это зависит от содержания III функции. Здесь есть 8 вариантов. Я плохой:

 

Субъектная сенсорика — если я болею;

Объектная сенсорика — если у меня мало денег, если я некрасив или плохо одет;

Субъектная логика — если я не понимаю;

Объектная логика — если я не знаю;

Субъектная этика — если я не люблю;

Объектная этика — если меня не любят;

Субъектная интуиция — если есть внутренний конфликт;

Объектная интуиция — если есть внешний конфликт.

 

Если на III функцию человека поступает отрицательная информация, пусть даже совершенно случайная, у него возникает реакция избегания, так как это место человеком не осознается, и он его не в состоянии защитить.

Например, те, у кого на месте III функции стоит элемент (субъективная сенсорика), склонны к постоянным действиям по укреплению своего здоровья (закаляются, бегают, голодают, дозируют все, что вредно, и т.п.), и это только ради того, чтобы не выглядеть плохим в собственных глазах.

По способу защиты III функции можно определить, активен человек или пассивен. Пассивная защита выражается в демонстрации негативного отношения к себе.

IV функция - аспект связи, место суггестии, вход, беспрепятственно пропускающий информацию определенного содержания без всякого контроля, ибо содержание этой функции сознательному контролю не подлежит, и человек неосознанно стремится попасть в то место, где он получает больше всего плюсов на IV функцию.

На рисунке приведены 2 типа информационного метаболизма с позиций метода качественных структур.

Если рассечь рисунок горизонтально, то можно заметить следующее:

 

 

Интротим обращен к Миру экстравертными элементами (для него Мир существует как объект), к себе же он обращен интровертными элементами (то есть сам выступает как субъект).

Для экстратима все наоборот. К миру он обращен интровертными элементами (Мир воспринимается им как субъект), к себе же - экстравертными (я - объект).

Если рассечь рисунок вертикально, то получим еще две комбинации функций.

 

II+III - то, что человек выдает его продукция I+IV - то, что человек берет извне, по этой комбинации он выбирает друзей, сотрудников, требования к миру

 

Схема движения информации выглядит так:

 

2   4
   
3   1

 

В блоке IV функции мы суггестируемся, это информационный вход; далее информация проверяется с позиций языка самооценки (блок III функции отсеивает ту информацию, которая делает человека плохим в собственных глазах); в блоке I функции информация переводится на язык конструкции, и та, которая может конструкцию разрушить, отсеивается или перестраивается, на выходе (блок II функции) информация трансформируется в наше высказывание или действие.

Путь движения информации через блоки функций выглядит так: 4 -> 3 -> 2 ->1 - всё воспринимается через двойное преломление (двойной верт).

Из 8 перечисленных элементов можно составить 24 сочетания по 4 элемента, но жизнеспособными являются только 16. Это следующие сочетания:

 

1) Обьектная интуиция Субъектная логика Обьектная этика Субъектная сенсорика - интуитивно-логический экстратим (Дон Кихот)

2) Субъектная сенсорика Объектная этика Субъектная логика Объектная интуиция - сенсорно-этический интротим (Дюма)

3) Объектная этика Субъектная сенсорика Объектная интуиция Субъектная логика - этико-сенсорный экстратим (Гюго)

4) Субъектная логика Объектная интуиция Субъектная сенсорика Объектная этика - логико-интуитивный интротим (Робеспьер)

5) Объектная этика Субъектная интуиция Объектная сенсорика Субъектная логика - этико-интуитивный экстратим (Гамлет)

6) Субъектная логика Объектная сенсорика Субъектная интуиция Объектная этика - логико-сенсорный интротим (Горький)

7) Объектная сенсорика Субъектная логика Объектная этика Субъектная интуиция - сенсорно-логический экстратим (Жуков)

8) Субъектная интуиция Объектная этика Субъектная логика Объектная сенсорика - интуитивно-этический интротим (Есенин)

9) Объектная логика Субъектная интуиция Объектная сенсорика Субъектная этика - логико-интуитивный экстратим (Джек Лондон)

10) Субъектная этика Объектная сенсорика Субъектная интуиция Объектная логика - этико-сенсорный интротим (Драйзер)

11) Объектная сенсорика Субъектная этика Объектная логика Субъектная интуиция - сенсорно-этический экстратим (Наполеон)

12) Субъектная интуиция Объектная логика Субъектная этика Объектная сенсорика - интуитивно-логический интротим (Бальзак)

13) Объектная логика Субъектная сенсорика Объектная интуиция Субъектная этика - логико-сенсорный экстратим (Штирлиц)

14) Субъектная этика Объектная интуиция Субъектная сенсорика Объектная логика - этико-интуитивный интротим (Достоевский)

15) Объектная интуиция Субъектная этика Объектная логика Субъектная сенсорика - интуитивно-этический экстратим (Гексли)

16) Субъектная сенсорика Объектная логика Субъектная этика Объектная интуиция - сенсорно-логический интротим (Габен)

 

Между этими типами существуют вполне определенные отношения, от которых и зависят автоматизмы нашего взаимодействия на уровне личности. Тип взаимодействия определяется конкретным содержанием элементов всех 4-х функций, вступающих в информационный контакт. И ясно, что таких вариантов взаимодействия тоже 16.

Чтобы ориентироваться в функциональной соционике, поговорим о конкретном содержании каждого из 8-ми элементов и о его влиянии на поведение человека в зависимости от того, в какой из 4-х позиций этот элемент расположен.

 

1. СЕНСОРИКА - СУБЪЕКТНАЯ

Субъектная сенсорика - I функция. Человек "железно" уверен в своих сенсорных ощущениях, убежден в том, что медицина - это ерунда; он знает, как лечиться и уверенно лечит других. Смело и легко говорит об интимных отношениях и производит впечатление игривого человека. Но часто это не соответствует действительности. Очень привязчивый из-за консервативности сенсорных ощущений.

Субъектная сенсорика - II функция. Человек любит сенсорные ощущения, их разнообразие, рассказывает об этом и умеет организовывать эти ощущения, нуждается в их постоянной смене, умеет устранять сенсорный дискомфорт, вкусно готовит пищу.

Субъектная сенсорика - III функция. Человек собирает информацию, касающуюся вопросов здоровья, чтобы быть сенсорно неуязвимым, дрессирует себя, закаляет, мучает, чтобы никто не сказал ему: "Что-то ты плохо себя чувствуешь". Он никогда не сядет в машину, если будет знать, что в ней не хватает одного винтика, то есть не рискует в области сенсорной надежности.

Субъектная сенсорика - IV функция. Мир оценивается человеком с позиции сенсорных ощущений:

"Если я болен - весь мир болен". Такой человек любит сенсорные радости, его легко убедить в том, что он болен, либо, наоборот, здоров. Движется в сторону наибольшего сенсорного комфорта.

ОБЪЕКТНАЯ

Объектная сенсорика - I функция. Человек абсолютно уверен в своих потенциальных возможностях, внешности, силе, капиталах; любит фотографироваться, ибо уверен, что хорошо выглядит; провозглашает культ силы, умений; уверен во всем, что касается формы; уверенно манипулирует людьми. Среди полководцев и художников много людей с таким типом ИМ.

Объектная сенсорика - II функция. Человек творчески манипулирует тем, что касается формы (внешность, сила, деньги, объекты и т.п.). Такие люди обладают различными умения­ми, демонстрирующими их потенциальные возможности (рукоделия всех видов, ри­сование, эстетика и т.п.). Замечают несовершенство движений. Находят бедность, чтобы превратить ее в богатство (во многих аспектах).

Объектная сенсорика - III функция. Человек постоянно заботится о деньгах, внешности, силе энергии, о своем умении чем-либо манипулировать. Для него приближение старости - катастрофа, ибо тогда он выглядит плохим в собственных глазах (потерял "силы"). При пассивной защите III функции это может порождать суицидные намерения.

Объектная сенсорика - IV функция. Человек постоянно суггестируется формой, внешностью силой, энергией, деньгами. Его привлекают места, где много энергии, есть тяга пожить "красивой жизнью". Будет двигаться в сторону наибольшей силы.

2. ЛОГИКА - СУБЪЕКТНАЯ

Субъектная логика - I функция. Человек уверен в своем понимании, и его очень сложно разубедить в чем-либо. Объяснить не умеет, так как, по его убеждению, это и так всем понятно. Первое, что он говорит, - "нет"; требовать "да" от такого человека абсурдно, нужно некоторое время подождать. Укрепляя свою I функцию, люди с таким типом ИМ все записывают, конспектируют.

Субъектная логика - II функция. Такой человек много рассказывает, объясняет, делится пониманием, мыслями, учит. Любит участвовать в дискуссиях, философствовать, умеет защищаться - манипуляция логикой у него функция творческая.

Субъектная логика - III функция. Для такого человека невозможно признаться, что он чего-либо не понял, ибо тогда он выглядит плохим в собственных глазах. Всю жизнь он запасается пониманием, всегда говорит "да", даже если ничего не понял. О таких людях можно сказать, что они "всегда в курсе".

Субъектная логика - IV функция. Человек внушаем любой логикой, любым пониманием, его легко убедить, сказав: "Ты и сам так думаешь". Его понимание зависит от понимания окружающих.

ОБЪЕКТНАЯ

Объектная логика - I Функция. Человек уверен в своих знаниях, в понимании логики внешнего Мира, консервативен в этом понимании. Усвоив какое-либо правило (если а, то б), следует ему всю жизнь. Верит печатному слову, авторитетным источникам информации. Во всем устанавливает свой порядок, и жить с ним можно только по его правилам. О таких людях говорят, что у них "железная логика".

Объектная логика - II функция. Человек любит исследовать логику объективного мира, фиксирует ее, умеет ею манипулировать, способен принять любую логику, оперирует знаниями; это - специалисты по обнаружению и устранению любого беспорядка.

Объектная логика - III функция. Человек считает себя плохим, если не знает чего-либо, поэтому всю жизнь собирает знания, в своих действиях опирается на объективные законы, утверждает, что необходимо считаться с объективной реальностью. Пропагандирует уже достигнутое, апробированное, внедряет проверенное. Считает, что все должно соответствовать написанному, очень внимателен к устоявшейся реальности.

Объектная логика - IV функция. Человек суггестируется любым порядком, лишь бы он потом не менялся; внушаем печатным словом, обстоятельствами (фактами объективной реальности). Движется в сторону наибольшего порядка.

3. ИНТУИЦИЯ - ОБЪЕКТНАЯ

Объектная интуиция - 1 функция. Зоной уверенности такого человека является восприятие внешнего мира как целостной, законченной, непротиворечивой ситуации. При этом плохо переносятся различные изменения во внешней ситуации (например, нарушение целостности ситуации в связи с ремонтом). Люди с таким содержанием 1 функции стремятся объединить группу в одно целое.

Объектная интуиция - II функция. Творческий продукт такого человека - идеи об организации, о целом. Чаще всего они являются теоретиками, манипулирующими идеями, которым суждено объединить всех в будущем. Обладают конструкторским дарованием, любят доделывать, если другой этого не смог.

Объектная интуиция - III функция. Человек оценивает себя как плохого, если не воспринимает внешнюю ситуацию как целостную. Поэтому очень внимателен к внешней ситуации, к малейшему ее изменению. Склонен к постоянству жизненной ситуации, мастер по сохранению его даже тогда, когда другим ситуация кажется безнадежно изменив­шейся. Умеют оптимизировать неприятности, обладают эстетическим вкусом.

Объектная интуиция - IV функция. Такой человек бессознательно движется в сторону наибольшей целостности и непротиворечивости внешней ситуации, в сторону отсутствия внешних конфликтов.

СУБЪЕКТНАЯ

Субъектная интуиция - 1 функция. Человек убежден в собственной внутренней непротиворечивости, идейности, последовательности и т.д. Если вы сумеете показать ему его противоречивость, возникает агрессивная реакция. Консервативен в целях и идеях.

Субъектная интуиция - II функция. Этот человек испытывает постоянное внутреннее смущение, внутреннюю ранимость, так как его продукция - внутренние конфликты. Не находя конфликтов, он ощущает свою ненужность, отсюда и следует его психологическая ранимость. Это - специалист по обнаружению нецелостных ситуаций во внутреннем мире людей.

Субъектная интуиция - III функция. Человек постоянно занят защитой своей внутренней целостности и непротиворечивости. Любая информация принимается им только тогда, когда она не сможет вызвать внутренний конфликт. Умеет при любых обстоятельствах обеспечить себе внутреннюю целостность.

Субъектная интуиция - IV функция. Неосознанно выбирает то место, где у него меньше всего внутренних конфликтов, поэтому часто воспринимается другими как черствый и эгоистичный.

4. ЭТИКА - ОБЪЕКТНАЯ

Объектная этика - I функция. Уверен в определенном отношении людей к себе и к другим, и переубедить его в этом очень трудно (возникает агрессивная реакция). Консервативен в этом, склонен удерживать около себя тех, в чьем хорошем отношении к себе не сомневается. Умеет беречь кадры.

Объектная этика - II функция. Этот человек манипулирует отношением других к себе и часто слывет сочинителем или интриганом. Любит прихвастнуть, любую историю рассказывает так, будто он выступает в ней главным действующим лицом. Его тянет к знакомствам с известными людьми. Умеет делать рекламу, организовать нужное мнение. При низком уровне культуры слывет сплетником. Видит плохие отношения и превращает их в хорошие.

Объектная этика - III функция. Считает себя хорошим, когда его любят, и, защищая это место в себе, почти всегда занимается психологией - это гарантирует хорошие отношения. Если нет хороших отношений, стремится убрать конфликт или избегает общения.

Объектная этика - IV функция. Подсознательно стремится туда, где к нему относятся лучше, и избегает ситуаций с плохим отношением к себе.

СУБЪЕКТНАЯ

Субъектная этика - I функция. Уверен в своем отношении к чему-либо, консервативен в этом вопросе и совершенно ничего не может рассказать о своем отношении, кроме односложных фраз типа "хорошо", "плохо".

Субъектная этика - II функция. Отношение к чему-либо является для такого человека творческой функцией; он легко, искренне и разнообразно выражает его, манипулирует своим отношением и часто слывет непостоянным. Ищет ситуации где его мнением интересуются, найдя чуствует себя нужным.

Субъектная этика - III функция. Человек считает себя плохим, если никого не любит, поэтому обязательно должен быть влюблен в кого-либо. Много говорит о любви, привязчив, может быть создателем теории любви, интересуется этим вопросом. Не любить для него означает быть плохим в собственных глазах.

Субъектная этика - IV функция. Человек неосознанно движется туда, где может выражать свое отношение, где ему позволяют это делать. Для него это - критерий выбора хорошего места.

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА

Нам известно функциональное содержание каждой позиции в описании типа ИМ. Мы знаем также, что I функция является зоной уверенности, и "минус" на нее дает реакцию агрессии, а прямой вопрос к ее содержанию - нераспространенный ответ. Например, человек с I функцией "субъективная логика" не может доказывать свое понимание и отвечает на вопросы типа: "Расскажи, что и как ты понял" однозначно или агрессивно.

Известно так же, что II функция является творческой, продуктивной функцией, и человек ищет "минусы" на II функцию, чтобы ему было что делать, чтобы чувствовать себя нужным. Например, если II функция - Субъектная интуиция, то человек ищет конфликты, чтобы что-то с ними сделать, и в данном случае поиск "минусов" - это поиск работы. Прямой вопрос на темы II функции рождает распространенный ответ (говорю, пока слушают, или даже борюсь за внимание).

Что мы знаем о III функции? "Минус" на нее рождает реакцию избегания, "плюс" стимулирует приближение. Это связано с самооценкой по типу "я хороший - я плохой". Каждый из нас неосознанно в течении всей своей жизни собирает информацию по содержанию III функции. (Каждый хочет быть хорошим для себя).

IV функция. Человек движется в сторону наибольшего количества "плюсов" на IV функцию, идет в сторону "хорошего Мира".

Как практически определить тип ИМ? Наблюдая за человеком, за его поведением в стандартных ситуациях, можно сделать некоторые предположения. В сложных же ситуациях, когда он рефлексирует свои реакции, о его типе ИМ трудно сказать что-либо достоверное, поэтому пока не удалось создать достаточно надежного средства для определения типа ИМ.

Есть способ определения типа ИМ по отношениям человека с другими, уже известными нам типами ИМ, но этот способ тоже не создает полной надежности.

Чтобы установить I функцию теоретически нужно задать восем вопросов по содержанию I функции, типа:

- как вы относитесь к кому-либо?

- почему так понимаете ту или иную проблему?

- как себя чувствуете?

Самый нераспространенный овет с большой долей вероятности будет относится к I функции, и косвенными признаками станут реакции агрессивности и уверенности. Та тема, где человек хочет ответить и не может, чаще всего определяет содержание I функции.

II функция. Обнаружить содержание II или II+III функций можно вопросом типа: "Над чем нужно больше всего работать?" Где человек видит максимальное количество недостатков, несовершенства, - это и составит содержание его II функции. Здесь поможет вопрос: "Что ты будешь делать, если станеш абсолютно свободным?" Но при этом постарайтесь выяснить, зачем это нужно. Конкретный характер ответа раскрывает содержание II функции с большой долей вероятности.

III функция. Человек считает, что касается в разговоре тем, связанных с третьей функцией неприлично. Если вы нечаянно задели эту тему, у вашего собеседника появится негативная реакция: он может покраснеть, выскажет желание прекратить разговор.

Если же вы просите человека оценить, что для него самое главное и за что он себя уважает, то ответ будет с большей степенью вероятности соответствовать содержанию III функции.

Занимаясь диагностикой, помните: чаще всего человек предлагает из II и III функций, а выбирает - из I и IV.

IV функция. Эту функцию можно выявить, спросив: "Какое место вы выбрали бы для отдыха?" Ответ на вопрос скорее всего будит относится к содержанию IV функции.

Кроме этого, необходимо помнить, что содержание II+IV функций связанно с восприятием внешнего Мира, I+III функций - с восприятием себя. Содержания II+III функций определяет то, что человек предлагает; продукт II+IV функций - то, что он берет из вне.

I и IV функции легко перепутать, так как по I функции человек уверен в себе, а по IV он может быть чем-либо в данный момент засуггестирован, что тоже нередко выражается в уверенности.

Возможна следующая последовательность действий при определении типа ИМ:

1) определить зоны: интуитивные - логические;

2) опять делением пополам отнести к одному из классов: интуитивный, логи­ческий, сенсорный, этический;

3) решить вопрос: интротим или экстратим? Вначале можно построить предположение на основе наблюдений, затем уточнить гипотезу вопросами.

ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Говоря о соционике, не забывайте о том, что, как и все прочие теории, она имеет свои границы применимости. Это всего лишь типология восприятия и переработки информации сознанием человека, но ни в коем случае не весь человек и даже не вся его личность. Человек, личность - это гораздо более емкие понятия, не сводимые к одному лишь информационному метаболизму.

Для тех, кто желает заняться регуляцией состояний своей психики, соционика может быть очень полезной в плане осознания автоматизмов своих реакций и реакций окружающих людей. Согласитесь, что подойти к практической реализации проблемы психорегуляции невозможно, пока вы не осознаете некоторые свои автоматизмы, как положительные, так и отрицательные, которые часто руководят вами, но не осознаются.

Большую помощь в решении этой проблемы оказывает знание механизмов общения людей с разными типами информационного метаболизма. Но и здесь соционика должна сыграть вполне определенную роль, которая сводится скорее не к укреплению вашей психологической защиты, но к пониманию того факта, что все люди очень разные и моменты взаимного непонимания, конфликтов и недоразумений чаще всего обусловлены только различиями в их способах восприятия и обработки информации. Вполне возможно, что это подтолкнет вас к необходимости подходить творчески к общению с другими людьми и искать способы выдачи информации на языке, понятном вашему собеседнику.

Рассмотрим несколько вариантов интертипных отношений и постараемся показать, какова практическая польза анализа этих отношений. Отношения взаимного дополнения на примере анализа взаимодействия двух типов ИМ: логико-сенсорного экстратима 1 и этико-интуитивного интротима 2.

 

Субъектная сенсорика 1 Субъектная этика   Объектная интуиция 2 Объектная логика
         
Объектная интуиция   Объектная логика   Субъектная сенсорика   Субъектная этика

 

При анализе взаимодействия целесообразно обратить внимание на то, какую продукцию Производят и потребляют оба типа ИМ. Вспомним, что производимая продукция обусловлена содержанием I+Ш функций, а принимаемая информация обусловлена содержанием I+IV функций типа ИМ. Человек с типом ИМ (1) производит продукцию такого содержания: Субъектная сенсорика Объектная интуиция, человек с типом ИМ (2): Объектная интуиция Субъектная сенсорика, то есть это две грани одного и того же продукта.

Кроме того, каждый из них своей I функцией обращен на вход второго; продукция же каждого из них, укрепляет III функцию другого, то есть они автоматически прикрывают друг другу самое уязвимое место - III функцию.

Укрепляя друг другу II и IV функции, 1 и 2 образует замкнутую информационную систему.

Замкнутость системы видна, если рассмотреть схему движения информации для типов 1 и 2.

 

Субъектная сенсорика 2 Субъектная этика
   
Объектная интуиция 1 Объектная логика

 

Поскольку схемы имеют одинаковые элементы, совместим две схемы в одну. Полученная новая схема показывает характер взаимодействия для типов 1 и 2, которое носит название взаимного дополнения. Один из них — интротим, другой — экстратим, и каждый является для другого символом внешнего Мира, заполняет собой весь внешний Мир.

Такая система взаимодействия очень хороша для дружбы. Дуалам хорошо вместе отдыхать именно из-за чувства защищенности, но для работы это не самое лучшее сочетание - работать, находясь вместе, дуалы чаще всего не станут.

В семьях, где муж и жена взаимно дополняют друг друга, с появлением ребенка возникают конфликты: начинается борьба за внимание третьего. И поскольку система является самодостаточной, такие пары часто не имеют детей.

Гораздо важнее находиться в обществе дуала ребенку, поскольку детям для нормального развития психики необходимо то чувство защищенности, которое дает общение с дополняющим.

Рассмотрим отношения активации на примере анализа взаимодействия интуитивно-логического экстратима 1 и этико-сенсорного экстратима 2.

 

Субъектная логика 1 Субъектная сенсорика   Субъектная сенсорика 2 Субъектная логика
         
Объектная этика   Объектная интуиция   Объектная интуиция   Объектная этика

 

Субъектная логика Субъектная логика   Субъектная сенсорика Субъектная сенсорика
   
Объектная этика   Объектная интуиция
1   2

 

В этом взаимодействии нет уравновешенности: оба являются экстратимами. Рассмотрим схемы движения информации каждого из типов и общую схему ее движения.

Здесь I и III функции взаимно перекрываются, а продукция каждого из них (II Функция) автоматически усиливает активность другого, так как выход одного является входом другого. Система открыта и непротиворечива. Для семьи это самый предпочтительный вариант отношений, но нужно помнить, что необходимы паузы в общении, ибо активация может развиваться как в положительную, так и в отрицательную сторону.

На производстве сотрудничество активаторов может быть очень плодотворным.

Конфликтные отношения на примере анализа взаимодействия интуитивно-логического экстратима 1 и этико-сенсорного интротима 2.

В чем состоит суть конфликта? Для 1 зона уверенности - целостность внешней ситуации, для 2 - зона уверенности, собственное отношение к чему-либо. Если 1- видит внутреннюю противоречивость 2 (это его III функция), то 2 не может защититься; уверенность первого может быть источником постоянных сомнений второго. И наоборот, уверенность 2 в своем отношении к чему-либо ставит в зависимость 1, затрагивая его III функцию.

 

Субъектная логика 1 Субъектная сенсорика   Объектная сенсорика 2 Объектная логика
         
Объектная этика   Объектная интуиция   Субъектная интуиция   Субъектная этика

 

Поэтому между ними всегда есть напряжение, поскольку отрицательное воздействие на I функцию вызывает ощущение распада целого и приводит к борьбе за сохранение своей целостности. Возникает реакция агрессии, и здесь человек без напряжения осознавания ничего сделать не в силах.

Если же есть постоянное отрицательное воздействие на III функцию, то это грозит полным разрывом.

Относитесь к соционике серьезно - это не такое уж безобидное занятие. Глубокое знание этих механизмов может служить как средством манипуляции, так и средством исследования и понимания самого себя и окружающих вас людей.

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА И СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрим следующий вариант взаимодействия трех типов:

  1. логико-сенсорный экстратим
  2. этико-интуитивный интротим
  3. интуитивно-логический экстратим.

1 и 2 — взаимно дополняющие,

1 является заказчиком для 3,

2 является контролером для 3.

 

В чем суть отношений социального заказа и социального контроля?

 

Субъектная сенсорика   Субъектная этика   Объектная интуиция   Объектная логика   Субъектная логика   Субъектная сенсорика
               
Объектная интуиция   Объектная логика   Субъектная сенсорика   Субъектная этика   Объектная этика   Объектная интуиция

 

Сила заказчика (1) по отношению к приемнику (3) состоит в том, что выдаваемая им продукция (II функция) автоматически суггестирует приемника, и любая активность заказчика быстро подмечается приемником. Поскольку приемник ни в чем не может отказать своему заказчику (суггестия), особенно когда ему плохо (поиск минусов на вторую функцию), то в таком взаимодействии он находится в постоянном напряжении.

Очень распространен такой вариант семьи, где один из супругов является заказчиком второму. Выполняя все "заказы", приемник буквально надрывается, чтобы этого избежать, чувство самосохранения гонит его из дома. Но и заказчику нелегко, он постепенно превращается в невротика, так как вынужден постоянно жаловаться, чтобы как-то стимулировать приемника к действиям. Если, же приемником является ребенок, вполне вероятно, что он будет часто болеть, а в подростковом возрасте стремиться уйти из дома.

В отношениях между неблизкими людьми заказчики выполняют роль социальной активности.

Из схемы видно, что продукция (1) попадает на вход (3) и стимулирует его к активной деятельности, но при этом отношения не являются симметричными — информация движется только в одном направлении.

 

Субъектная логика Субъектная сенсорика Субъектная этика
   
Объектная этика
3 Объектная интуиция 1
Объектная логика

 

Приемник тоже обладает некоторой силой по отношению к заказчику, так как зона уверенности приемника (его I функция) именно в том, в чем заказчик постоянно сомневается (III функция заказчика).

Рассмотрим отношения контролера (2) и подконтрольного (3).

 

Субъектная логика
  Субъектная сенсорика 2
Субъектная этика
   
Объектная этика
3 Объектная интуиция  
Объектная логика

 

Продукция контролера - творческий элемент, для подконтрольного же это — I функция - место консервативное. Если продукция выдается подконтрольному в виде плюс подкрепления на его I функцию, то у подконтрольного появляется чувство уверенности в своем существовании. Если же эта продукция выдается подконтрольному в виде минус подкрепления на его I функцию, то у подконтрольного чувство собственного существования подвергается сомнению, что и порождает агрессивную реакцию.

Поскольку продукция контролера постоянно и автоматически контролирует зону уверенности подконтрольного, последнему все время хочется отчитываться перед контролером с тем, чтобы получить его оценку. Именно благодаря этому механизму контролер может манипулировать подконтрольным (за счет оценок).

Если в одном рабочем помещении посадить контролера и подконтрольного, то работоспособность подконтрольного снизится, он непрестанно будет оглядываться на контролера и фиксировать все, что касается его оценки.

Если же в одном помещении будут находиться приемник и заказчик, то у приемника производительность труда будет очень высокой вплоть до полного истощения. Взаимодействие пары дополняющих (1) и (2) на (3) можно представить на схеме:

 

Субъектная логика
  Субъектная сенсорика 2
Субъектная этика
3  
Объектная этика
  Объектная интуиция 1
Объектная логика

 

Производимая продукция дуалов II+III функции попадают в зону I+IV функций приемника - зону его потребления. Но в случае (1) эта продукция попадает на вход (3) и является социальным заказом (надо), и в случае (2) контролирует зону уверенности (3) (правильно ли я это делаю?).

ЗАКОН КВАДРЫ

Две пары дополняющих могут образовать квадру — стойкое микрообъединение из 4-х человек с разным типом ИМ, структурные элементы у которых одинаковы, но, естественно расположены в разных позициях. Квадра является идеальной психоте­рапевтической группой типа клуба. Когда члены квадры собираются вместе, они испытывают чувство свободы, раскрытости, полного понимания. Если представить себе движение информации в квадре, то получим такую схему:

 

Субъектная этика Объектная интуиция   Субъектная сенсорика Объектная этика
   
Объектная этика Субъектная сенсорика   Объектная интуиция Субъектная логика

 

- это двойная восьмерка с противоположны­ми направлениями движения информационного потока.

Как известно, по двум первым знакам дается название типа ИМ:

интуитивно-логический экстратим (1). Построим всю квадру для этого типа ИМ. Представим сначала этот тип ИМ по методу качественных структур, затем справа добавим по одному элементу, чередуя субъектные с объектными и не употребляя запрещенных комбинаций.

 

(3)

"зеркальный"

      (2)
"дополняющий"
  Субъектная логика Объектная интуиция   Субъектная сенсорика Объектная этика  
       
  Объектная этика Субъектная сенсорика   Объектная интуиция Субъектная логика  
"активатор"
(4)
      (1)

 

(2) - сенсорно-этический интротим по отношению к (1) является " дополняющим",

(3) - логико-интуитивный интротим по отношению к (1) является "зеркальным",

(4) - этико-сенсорный экстратим по отношению к (1) является "активатором"

Система квадры самодостаточна, поэтому нет никакой необходимости в деятельности, зато очень хорошо вместе отдыхать. Стоит только появиться хотя бы одному человеку из другой квадры, как все мгновенно изменяется, терапевтический эффект исчезает.

Говоря об отношениях взаимного дополнения, можно заметить, что человек, не имеющий рядом дуала, создает в себе психологический фантом дуала и часто ведет себя, как дуал. Часто такой человек начинает " делать дополняющего" из своего партнера.

Иногда возможны и переходы типа ИМ в зеркальный для него тип. Это происходит, когда интротим экстравертируется, и наоборот.

ПОЛНАЯ РАЗВЕРТКА ТИПА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА
(ШТУРВАЛ КАЛИНАУСКАСА)

По методу качественных структур тип информационного метаболизма представим в следующем виде:

 

II "надо"   IV "хочу"
   
III
"проблемы"
(как)
  I "хорошо"

 

содержание I функции определено нашими плюс-ценностями, содержание II функции определено на­шими плюс-требованиями (тем, что нам надо), содержание III функции определяется нашими проблемами (тем, в чем человек ищет решения: как жить?), IV функция - место входа информации, содержание которой определяется тем, что нам приятно (воплощение наших "хочу"), наши плюс мотивы.

Но нельзя говорить о достаточно полном изучении механизмов информационного метаболизма, если не учитывать дихотомический критерий, который является основой оценочного механизма. Всякому своему набору плюс-ценностей мы противопоставляем набор минус-ценностей, набору плюс-требований - набор минус-требований, набору плюс-мотивов — набор минус-мотивов, набору наших проблем - набор решений. То есть наша целостность включает в себя пары: хорошо - плохо, надо - не надо, хочу - не хочу, проблемы- решения. Продолжив оси в отрицательную сторону и добавив ось проблем - решений, получим полную развертку типа ИМ по методу качественных структур.

 

проблемы надо хочу
плохо
не правильно
хорошо
правильно
не хочу не надо решения

 

Проблемы и решения - это формообразующие элементы нашего мышления. Проблемы суть наша внутренняя работа (субъективная реальность), решения - план объективной реальности. Ось "проблемы - решения" условно направлена перпендикулярно плоскости чертежа, ее реальное положение определить невозможно, так как она колеблется в зависимости от реализуемой нами жизненной программы и отклоняется в сторону какой-либо из осей. Анализируя свое окружение по преобладанию определенных типов ИМ, можно сказать какая именно жизненная программа реализуется на данном этапе вашей жизнедеятельности. Полная развертка типа ИМ выглядит так (на примере):

 

Субъектная сенсорика   Субъектная сенсорика
  Объектная этика  
Субъектная интуиция   Субъектная интуиция
Объектная интуиция   Объектная интуиция
  Субъектная логика  
Объектная сенсорика   Объектная сенсорика
Объектная логика   Объектная логика
  Субъектная сенсорика  
Объектная этика   Объектная этика
Объектная логика   Объектная логика
  Субъектная интуиция  
Объектная этика   Объектная этика
Субъектная логика   Субъектная логика
  Объектная интуиция  
Субъектная этика   Субъектная этика
Субъектная этика   Субъектная этика
  Объектная сенсорика  
Субъектная логика   Субъектная логика
Субъектная интуиция   Субъектная интуиция
  Объектная логика  
Субъектная сенсорика   Субъектная сенсорика
Объектная сенсорика   Объектная сенсорика
  Субъектная этика  
Объектная интуиция   Объектная интуиция

 

Символами наших плюс-ценностей мы являемся для себя сами. Даже самый заядлый скептик имеет плюс-ценностей больше, чем минус-ценностей, другое соотношение между ними означало бы, что человек постоянно думает о себе плохо, а это уже патология. Если вас окружают люди с тождественным типом ИМ, это означает, что вы заняты укреплением своих позиций, самоутверждением.

Символами наших желаний и плюс-мотивов являются наши дополняющие. Именно поэтому двум дуалам настолько хорошо вместе, что ничего другого и не нужно. Если вас окружают дуалы - вы отдыхаете.

Символами наших плюс-требований, идеальными сотрудниками в работе являются наши "зеркальные". Если в вашем окружении преобладают люди с зеркальным для вас типом ИМ, то ваша жизненная программа находится в фазе активной выдачи продукции (реализации).

Символами наших проблем являются наши активаторы. Если в вашем окружении преобладают именно они, то для вас настало время осмысления.

Символами наших минус-ценностей являются наши противоположные типы. Та­ким людям жить вместе просто невозможно, быт превращается в кошмар. Целесо­образно разойтись в пространстве. Что интересно: для противоположных типов характерна очень глубокая тяга друг к другу и понимание в самой глубокой сути. Если вокруг вас концентрируются люди с противоположным типом ИМ, ваша жиз­ненная позиция - "уйти от быта".

Тип, противоположный нашему дуалу, воплощает наши "не хочу", наши страхи и то, что мы избегаем, что не хотим в этом мире мире видеть и признавать. Если вокруг вас собрались такие типы, вы заняты проблемой выживания, вы обороняетесь.

Тип, противоположный зеркальному, воплощает наши минус требования, наши "не надо". С таким человеком хочется бороться и, если рядом такие люди, - вы заняты борьбой, опровержением, вы учитесь побеждать.

Тип, противоположный нашему активатору, - наш гаситель, он переводит нас на рельсы реальности, говоря о том, что пришла пора принимать решения, пришел момент выбора, момент превращения множественного будущего в единичное прошлое. Общение с конфликтным типом требует от вас осознанных, практических решений.

Надеюсь, вы не станете отрицать, что соционика - очень удачный способ видеть то, что реально существует. Неоднозначность отношений имеет позитивное значение для вас лично, вам выгодно находится со всеми в диалоге - это увеличивает вашу самореализацию. Человек состоит из людей, и пытаться решать проблему само­развития без понимания этого момента - бесполезное занятие. Если вы поймете, что каждый человек пришел к вам, чтобы рассказать о вас, вы сможете многое узнать о себе, и такая позиция принесет вам огромную пользу.

глава из книги И. Н. Калинаускаса "Наедине с миром" взято отсюда http://www.ezoterik.info/fire_flower/socionik/introduction.htm

Рейтинг: +7 Голосов: 7 15715 просмотров
Александр Попов # 22 февраля 2011 в 16:18 +1
Видимо судьба всех Гамлетов состоит в нахождении Калинаускаса (заказчика) с его интереснейшими наработками.... кто бы сомневался. smile
Сам использую на практике именно этот инструментальный подход т.к. и проще и быстрее, да и раскрывает другие грани ТИМа.
Чисто практичный и простой инструмент как для самопознания так и для работы с людьми.

P.S. Модель А раскрывает другие грани и для полной картины нужно знать и уметь пользоваться как Моделью А, так и моделью К.
Dekart # 25 февраля 2011 в 01:23 +1
Очень занимательная статья. Все так подробно разобрано. Дана вся базовая нужная информация, кратко, доступно, может не слишком подробно, но начинающих и не надо в дебри заводить. Радует что автор взял не готовые определения аспектов, а описал свое видение их. Здорово было бы в свое время именно с этой статьи начать свое знакомство с соционикой.
алекс # 10 февраля 2012 в 14:16 0
мне эту лекцию дали лет 10 назад на семинаре по Эниостилю .Там немного по другому, а именно там применяется схема движения по кругу,а у игоря по другому.И получается, что ролевая у одного является болевой у другого.Пришлось проштудировать первоисточник. И игорь оказался прав. Я даже приготовил для этого док. базу
Юрий # 10 февраля 2012 в 14:33 0
а где-то можно увидеть это движение по кругу? другое чем у Калинаускаса?
Delfin # 10 февраля 2012 в 17:00 0
Сказочный Левша тоже думал, что кусок проволоки - самый практичный и простой инструмент, и все пытался отточить ее, чтобы получше нанизать на нее молекулы. А они, проклятые, все не нанизывались. Вот посадить вас с завязанными глазами, дать вам послушать разговор двух людей или показать одну фотографию в анфас и посмотрим, какая там будет простота, эффективность и точность метода. Особенно, если требуется определить полностью всю конфигурацию психики - от генетически заданных слоев до ступени личностного и духовного развития. И - никаких экстрасенсов... Это по поводу практики. А по поводу теории говорить не приходится. Кому интересно, может прочитать на simtim.org.