4 потока психики

17 июля 2013 - Юрий

На основе соционических данных и обобщенной картины мира SimTim можно сделать вывод о 4-х потоках психического 

Этико-сенсорика логико-сенсорика логика-интуиция и этико-интуиция

До сих пор не существует единого (сквозного) подхода к пониманию и изучению ценностей через определенную целостную систему, что ограничивает применение эмпирических методик, ставит барьеры социокультурного характера между исследователями из разных стран. Быстрая дифференциация социогуманитарного знания неизбежно требует своей второй стороны - интеграции. То, что эта проблема многими учеными осознается и по-своему решается, прекрасно иллюстрируют работы А. Маслоу, К. Уилбера и др. Кроме того, европейские представления о линейном эволюционном прогрессе как о восхождении по ступеням совершенства потерпели сокрушительный удар под влиянием трагического опыта последних двух веков и были признаны односторонними. В эту эпоху неоднократно наблюдалось скатывание цивилизации к низшим, более примитивных ценностям, тупиковым, нежизнеспособным формам развития и т.п.

Наконец, проблема выбора или нахождения адекватных ценностей возникла, в той или иной мере, перед целым рядом новых государств, образовавшихся после распада СССР. Особенно остро этот вопрос встал в отношении Украины, которая продолжает находиться в состоянии политико-экономической и культурной неопределенности. Мы считаем, что актуальной научной задачей является разработка такой системы ценностной эволюции, которая могла бы дать ответ на ряд вопросов настоящего и при этом стремилась избежать крайностей детерминизма и релятивизма, „чисто” западного или „чисто” восточного миропонимания и т. п. Исходя из этого, одной из задач, которые автор ставил перед собой, было выделение классификационных критериев, по которым ценности в психологии и социологии можно будет изучать на единой теоретической основе.

В таблице 2 предложена иерархическая схема для изображения ступеней духовного развития индивида. Каждой ступени присуще свое ценностное содержание, а также свои психические механизмы. Таким образом автор попытался синтезировать наработки юнгианской школы психологии с концептуальными идеями современного украинского исследователя А.Колисныка (2003). При этом следует подчеркнуть относительный характер этой схемы. С одной стороны, для полноценной жизни человеку необходимы все психические функции, все аспекты действительности, речь может идти лишь об относительном доминировании той или иной энергоинформационной матрицы. Кроме того, такой порядок духовных ступеней соответствует прежде всего западной, точнее, западноевропейской психокультуре, которая, претендуя на абсолютность, универсальность, сама является лишь одним из возможных культурных психофракталов (см., например, Романенко Ю.В., 2003).

Результаты исследований А. Колисныка находят подтверждение в многочисленных трудах отечественных и зарубежных психологов и социологов, среди которых Е.Донченко (Донченко Е.А., Романенко Ю.В., 2001), В.Васютинский (2003), И.Маноха (1995 , с.57, 69), А.Маслоу (Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2002, с.487-500), К.Уилбер (2004), Э.Фромм (1993, с.56-99), а также польский педагог А. Гжегорчик (1999) и другие ученые. В частности, Е.Донченко еще в 2001 году предложила модель своеобразного архетипа социальной жизни, который включает 4 социокультурные матрицы, а также соответствующие им 4 психосоциальные «виды» людей по их доминирующим ценностным оринтациям (Донченко Е.А., Романенко Ю.В., 2001, c.27-56). 

Латинскими буквами обозначены аспекты информации, введенные киевским социоником В.Гуленко. Порядок уровней духовно-ценностного развития, а также соответствующих информационных фильтров, показан снизу вверх, как в пирамиде Маслоу. Таким образом, все 16 психологических матриц можно расположить по степени возрастания сложности и субъектности, все более высокого единения с миром. В последующих разделах будет показано, каким образом личностное развитие и взаимоотношения с другими зависят от той или иной врожденной или приобретенной матрицы, а также от влияния матрицы общества и других факторов.


С точки зрения нашей модели психика любого субъекта рассматривается как нелинейная система энергоинформационных матриц или фильтров. Они представляют собой целостные комплексы установок, действующие по принципу усиления одних и подавления (вытеснения) других определенных функций психики и являются, по сути, обобщением юнговских психологических типов. Качественный скачок в психическом развитии заключается в изменении ведущего энергоинформационного фильтра (ЕИФ), изменению параметров порядка в процессах самоорганизации психики. В случае успешного саморазвития энергоинформационная матрица (субличность) более высокого духовного уровня «снимает» в себе, делает «свертку», подчиняет работу менее развитых матриц, поскольку обладает большей способностью к гармонизации психики, ее внутренней и внешней согласованности. Факторами, влияющими на этот процесс, являются врожденные и приобретенные ЭИФ, а также доминирующие ЭИФ социальных институтов, этноса, постоянного рода занятий, идеологий, других людей, групп, собственная творческая активность субъекта, трансперсональные (сверхсознательные) факторы и т.д. 

http://SimTim.org

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1273 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!