Стратиевская о Дельта-квадре часть 2

Автор: Юрий
Опубликовано: 2156 дней назад (25 декабря 2011)
Редактировалось: 2 раза — последний 25 декабря 2011
0
Голосов: 0

29. "Ложь во спасение" как наработка защитных мер по комплексу "подрезанных крыльев"

Ложь во спасение иллюзий, надежд, самообольщений, творческих и жизненных планов — распространённое явление в дельта - квадре (преимущественно, среди дельта - интуитов), проявление комплекса "подрезанных крыльев" и наработка защитных мер по нему, производное программы тотального осчастливливания посредством "жизни в розовом свете". Исходит всё из того же страха разочарования реалиями обыденного мира, совмещённым со страхом вытеснения из уютного и комфортного, идеалистического мирка в беспощадно жестокий мир окружающей грубой реальности.

А ведь стоит только приукрасить реальность впечатляющими, вымышленными событиями, приблизив желаемое к действительному, прибавить к этому личную убеждённость в своей правоте и мотивировать все эти действия благими намерениями, и вот уже вся это серая нестерпимо будничная реальность заиграет яркими краскам, заблещет светлыми перспективами. Воображаемая реальность органично сольётся с действительной, плод игры воображения станет плодом художественного творчества, и ничего предосудительного в этом нет. Тот, кто по неопытности или наивности не сумеет отличить реальное от воображаемого, будет "сам виноват" в своих заблуждениях, — сам станет жертвой своего или чужого обмана. В любом случае сам "сочинитель" себя "виноватым" не посчитает. Его дело — раздвинуть границы одной реальности, чтобы обогатить её с помощью другой. И если ради того, чтобы стать успешным придётся исказить факты, очернить или приукрасить прогнозы или подтасовать перспективные планы, в этом тоже (по его мнению) "нет ничего плохого", особенно, если это поможет человеку многого добиться в жизни, позволит выбрать свой путь, поверить в себя, в собственные силы. Его не обеспокоит и то, что при этом ложь всё равно остаётся ложью, — в его интерпретации она оказывается удобным инструментом для моделирования новых и более перспективных отношений, становится универсальным средством психологических манипуляций, которые будут тем больше оправдываться благими намерениями, чем больше возможностей откроются в рамках этой новой, "мнимой" реальности, необходимой ему для достижения личных амбициозных планов и целей.

Пример:
Молодая женщина (ИЭЭ, Гексли, медсестра по образованию) развелась с некогда любимым мужем (СЛЭ, Жуковым) — человеком простым, добрым, без вредных привычек, но психологически несовместимым и "не пришедшимся ко двору" — выходцем из "неблагородной семьи" рыночных торговцев, человеком "серым" и "заурядным", без высоких устремлений и благородных, возвышенных целей (что и "проявилось", когда он бросил учёбу в институте и пошёл работать на рынок, чтобы с избытком обеспечить свою семью. Все эти обстоятельства (включая и неблагоприятные ИТО) послужили поводом для того, чтобы вскоре развестись с ним, выписать и выселить его из квартиры, лишить родительских прав (ребёнка усыновил последующий муж, ЛСИ, Максим), вычеркнуть из жизни и из памяти. Второе замужество хоть и было престижным, оказалось очень непродолжительным (к счастью для всех) и ребёнок (ИЭИ, Есенин), чуть только подрос, не смог получить достоверных сведений о своём отце, многое в семейной хронике оставалось для него загадочным и непонятным. Мать, чтобы успокоить ребёнка, сочинила легенду о лётчике - испытателе, погибшем на учебных полётах. Закончив школу, мальчик решил пойти по стопам своего героя - отца, но поступать в лётную школу он, напоровшись на отчаянное сопротивление родственников, не рискнул. Поступил в высшее военно - инженерное училище, с отличием его закончил, сделал блестящую военную карьеру, завёл семью и детей. Дослужился до подполковника, когда ему кто - то из дальних родственников открыл глаза на семейную тайну, — рассказал, что его отец жив - здоров, живёт неподалёку, в этом же городе и работает на ближайшем рынке в мастерской по ремонту обуви.
Сын был потрясён этим известием. Простить матери этот поступок он так и не смог.

30. Игры, в которые играют люди в стремлении обеспечить себе защиту по квадровому комплексу "подрезанных крыльев"

30/1. "Игра в песочные пирожки"(по Эрику Берну) — проявляется в стремлении унизить человека в целях самоутверждения, — с тем, чтобы возвыситься самому через осуждение его мнимо - реальной "низости".

Вариантов здесь находится множество: можно методом просьб и приказов заставить его "унизиться", навязав ему неприятное поручение. Можно заставить его выполнить грязную или унизительную работу, заставить совершить унизительный или нелицеприятный поступок. И всё это делается с тем, чтобы впоследствии, через это его унижение возвыситься самому — чтобы потом, когда факт его унижения будет очевиден, сказать ему: "Фу, как ты низко пал!" — и именно тогда, когда он чуть ли не носом роет землю, выполняя прихоти и капризы того, кто унизив его, так презрительно за это унижение его осуждает4.
4Само название "игра в песочные пирожки" Эрик Берн — американский психиатр и психоаналитик — взял из романа Чарльза Диккенса "Большие надежды", приводя в качестве примера эпизод, в котором своенравная, капризная девочка просит мальчика сделать ей из песка пирожки, а потом унижает его, говоря: "Фу, какие у тебя грязные руки! И сам ты весь грязный!". Психологический разбор этого эпизода Э. Берн приводит в книге "Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений" (1966).

В предыдущей истории в "песочные пирожки" сыграла со своим первым мужем амбициозная медсестра - Гексли, — та, что развелась с ним из-за того, что он, бросив учёбу в институте, пошёл работать на рынок, чтобы материально обеспечить семью и удовлетворить (в первую очередь) её собственные материальные запросы. Как только муж приналёг на решение этой проблемы, она тут же упрекнула его в том, что он мало уделяет внимания семье. Когда он стал заниматься и семьёй, и работой, стала корить за отставание в учёбе. Когда он забрал документы из института, стала упрекать в том, что он не развивается духовно и интеллектуально. Когда он раздражался, отчаявшись её разубедить, осуждала его за вспыльчивость и попрекала "рыночной роднёй", с которой он в конечном счёте и воссоединился…
  • Стремление завоёвывать превосходство любой ценой, захватывая психологически выгодную позицию, удобное для себя удобное поле возможностей, удобную систему приоритетов,
  • стремление возвыситься над соконтактником любыми средствами, используя для этого самые примитивные и ошеломляюще наивные способы,
  • стремление унизить его, чтобы не быть униженным самому,
  • стремление взять на слабо и втянуть в опасное и изнурительное соревнование с тем, чтобы потом унизить его с позиций морального и социального превосходства,
  • надменное высокомерие, — древний как мир "лохотрон", позволяющий завышать планку требований и расширять поле личного доминирования беспредельным психологическим террором,
— всё это очень распространённые формы психологической защиты по квадровому признаку "подрезанных крыльев", которые часто принимают "безобидный вид" по детски - наивной, но очень подлой (глубоко фрустрирует) и лицемерной игры в "песочные пирожки".

30/2. "Игра в лису и виноград"(по Эрику Берну).
Стремление охладить творческий энтузиазм, "опустить ниже плинтуса" критическим замечанием — распространённая мера подавления встречной творческой инициативы в дельта - квадре, где конкурс творческих проектов и идей чрезвычайно высок. В связи с чем положение складывается по меньшей мере странное: с одной стороны все друг другом восхищаются, с другой — друг друга критикуют и уязвляют. Побеждает тот, кто и критику, и комплименты воспринимает индеферентно, болельщиков держит на расстоянии, влиянию самовольных "наставников" не поддаётся.

И помогает ему в этом "ИГРА В ЛИСУ И ВИНОГРАД" — характерная позиция "человека нетребовательного к себе", не желающего рисковать оптимумом в стремлении достичь максимума. Как форма психологической защиты по комплексу "подрезанных крыльев" она проявляется
  • в стремлении жить по оптимуму своих сил и возможностей, не перекрывая для себя перспектив социального и профессионального роста;
  • в стремлении достичь поставленной цели посильными средствами и умеренными темпами, не позволяя никому взять себя "на слабо", втянуть в рискованное соревнование, чреватое потерей всех накопленных преимуществ, наработок, ресурсов и достижений — позиция "тише едешь, дальше будешь";
  • в стремление поддерживать высокий уровень самооценки, присваивая себе мнимые достижения.
Но в основных своих формах "игра в лису и виноград" сводится к стремлению жить в мире собственных иллюзий и самообольщений, убеждая всех (и себя в том числе) в скромности своих намерений — в том, что "мог бы достичь гораздо большего, если бы захотел, но не хочу потому что…
…"не люблю бежать наперегонки в общей толпе",
…"не люблю навязанных извне условий существования, обстоятельств, задач, целей и планов",
…"не люблю зависеть от ажиотажа болельщиков и от мнения критиков" и т.д.

Позиция: "подрезай, чтоб тебя не подрезали" является одной из разновидностей игры в "лису и виноград" и имеет широкое распространение в аристократической дельта - квадре, где для того, чтобы завоевать превосходство иногда бывает достаточно разыгрывать роль человека, удовлетворённого собственными успехами, но чрезвычайно требовательного к другим. (Вплоть до того, что соконтактнику иногда не дают слово сказать — перебивают его, передёргивают, подсекают и подрезают на каждом шагу, постоянно искажая смысл его слов и придираясь то к сути, то к форме его высказываний.)

Требовательность к другим в дельта - квадре иногда принимает удобную форму "благожелательного наставничества" и мотивируется ограниченностью возможностей самого "наставника", который от себя лично (по реальным или надуманным причинам) требовать желаемого не может или не хочет, а от других требует "из лучших побуждений", стремясь развивать их творческий потенциал самым эффективным образом и направлять на амбициозные цели (ко всеобщей пользе и удовольствию). Предполагается, что бурным ростом своих успехов они должны КОМПЕНСИРОВАТЬ и ОПРАВДАТЬ его собственные, весьма умеренные достижения. При этом самому "наставнику" важно наперекор всему оставаться на собственных "умеренных" позициях — не требовать от себя большего и оставаться самим собой.

Основная причина такой умеренности кроется и в осознании ординарности собственных способностей и успехов, и в осознании того, что с таким слабым и скромным подспорьем в состязание не вступают, без причины сверх меры не "высовываются", но и "опускать себя ниже плинтуса" не позволяют, под критику (правую и неправую, спонтанную или планомерную) не подставляются: "Пусть всё идёт, как идёт, а там будет, что будет — нам чужого не надо, отбирать призы у других мы не будем, зато и под обсуждение не попадём."

В результате выстраивается позиция "убеждённой посредственности", под которую можно подвести любую базу и любую мотивацию: можно ссылаться и на скромные запросы и возможности, которые уже "поздно" развивать (или просто "не очень - то хотелось").

Популярен бывает и жертвенный вариант этой позиции: "Хотелось бы за другого —"одарённого"— порадоваться, а не за себя. От себя чего уж требовать? Всё давно устоялось, пусть идёт, как идёт, свои чередом, своим порядком."

Позиция "показной скромности", "умеренности желаний", осознания возможностных самоограничений — распространённая в дельта - квадре позиция альтернативной эко - ниши, которую удобно занимать в условиях жестокой конкуренции амбициозных творческих планов, происходящей вокруг. Позицию "показной скромности" удобно нарабатывать в качестве защитной меры по комплексу "подрезанных крыльев": тот, кто не взмывает высоко вверх, расправив крылья, а тихо прячется в своём укрытии, имеет меньше шансов оказаться подстреленным, что само по себе уже хорошо: он тихо выбывает из игры, предоставляя рисковать другим. А то, что при таких условиях "крылья" очень скоро становятся излишним и обременительным приспособлением — тоже не беда: человек, как и его биологические предки, должен уметь осваивать и пограничные стихии.

Позицию "убеждённой посредственности" — человека нетребовательного к себе, но чрезвычайно взыскательного к другим — в дельта - квадре преимущественно занимает СЛИ, Габен. Габен не переносит критики. Она бьёт его и по самолюбию, и по самооценке, заставляет отказываться от амбициозных планов из опасения быть вытесненным из них, из опасения быть осмеянным, уничтоженным, сброшенным с пьедестала, униженным в собственных глазах (и в глазах всех тех, кто в него верил) личными и профессиональными неудачами. Критика — а особенно, глупая, нелепая, непрофессиональная — "бьёт" его по квадровому комплексу "подрезанных крыльев", заставляя сомневаться в собственных способностях, силах, возможностях. А преодолеть эти сомнения ему (как болезненно - мнительному интроверту - квестиму- аристократу, да ещё внушаемому по аспекту интуиции потенциальных возможностей: +ч.и.5) бывает всегда очень трудно.

"Игра в лису и виноград" как демонстративный отказ штурмовать трудно доступные вершины мастерства, помогает ему "удержаться в полёте" на удобном ему уровне умеренного расхода творческих сил, посильной (посредственной) реализации творческих планов.

Габен очень боится критики потенциальных возможностей (его творческих устремлений, свершений и планов), при которой он не сможет быть успешным в своей дуальной диаде: Гексли презирает несостоявшихся, безнадёжных "неудачников", но своих "любимчиков" и "фаворитов дня" часто подбадривает позитивными прогнозами по аспекту интуиции потенциальных возможностей, заставляя их "поверить в себя". Габену эта подпитка по его суггестивной функции крайне важна, но получить он её сможет только если будет хотя бы нормативно удачлив. Поэтому ему приходится и "подрезать крылья" соперникам, и "подрезать" критиков, и оппонентов в споре, и уметь пускать пыль в глаза, завышая и реальную, и мнимую самооценку, ссылаясь на нежелание гоняться за миражами, отказываясь от реальных и достижимых целей. И во всём этом (в том случае, когда он попадает на честолюбивых и глупых "болельщиков", упрямо и грубо навязывающих ему чуждые задачи и цели) ему очень помогает "игра в лису и виноград", благодаря которой он может так же настойчиво и упрямо защищать свои скромные и умеренные позиции.

В отношении себя таких защитных мер (умеренности и осторожности) придерживаются многие дельта - квадралы, за исключением ЛСЭ, Штирлица, для которого азарт увлечения амбициозными творческими планами, стремление к совершенству, к высокому качеству работы, к расширению границы возможного бывает превыше всего (+ч.л.↑) и часто является смыслом всей его жизни. Хотя и его можно "сломить" и отвлечь от амбициозных целей призывами "умерить гордыню", не выделяться и не высовываться из общей массы, чтобы не вызывать зависть других (доводы ЭИИ, Достоевского).

31. Чего боятся дельта - квадралы?

Дельта - квадралы боятся стрессов, фрустраций, обид и разочарований. Боятся преобладания негатива в обществе. Боятся апокалиптических явлений, боятся "конца света". Боятся, что недостатки в людях станут преобладать и вытеснят их достоинства, а несовершенства этого мира размножатся и вытеснят его достижения, тьма заслонит собой свет, и жить в этом мире станет холодно и неуютно, позитивные процессы развития общества приостановятся и светлое будущее никогда не наступит. А им так хочется его приблизить!


В каком - то смысле общество дельта - квадры (в свете всех его достижений)можно представить себе как будущее всего человечества после того, как оно изживёт в себе квадровые комплексы из этой и всех предыдущих ей квадр— изживёт в себе зависть к чужим успехам, желание оттеснить, унизить или уничтожить успешного конкурента, свойственное этой квадре и всем предыдущим квадрам и проявляющееся в различных формах квадровых комплексов, когда
  • кто - то кому - то затыкает рот, не позволяя высказаться,
  • кто - то из зависти подсиживает начальника или сослуживца, подставляя его под неприятности,
  • кто - то из зависти перекрывает конкуренту доступ к успешной личной, творческой и профессиональной самореализации, набиваясь в компаньоны, соавторы, связывая обязательствами, сковывая ограничениями по рукам и ногам.
  • А кто - то острым словцом, антирекламой разрушает успешную творческую карьеру потенциального конкурента, подрезая ему крылья на самом взлёте.
— И в связи с этим возникает вопрос, — спрашивает Читатель, — можно ли изжить в себе квадровые комплексы, оставляя только преимущества доминирующих в квадре аспектов?

— С возрастом, в период высокой творческой активности, по мере накопления реальных успехов нарабатывается реальная (а не дутая, мнимая) высокая самооценка и удерживается на достаточно высоком уровне до тех пор, пока человек развивает свой творческий потенциал, не переставая работать над собой.

При высоком уровне профессиональной самореализации о квадровом комплексе вообще до поры до времени можно забыть.

Вне соотношения с другими, подавляющими своей успешностью (или своими амбициями) соконтактниками, сам по себе этот комплекс не является особенно травматичным, — не локализуется в одной точке, как т.н.с., но по ней "бьёт", как только приходит время сравнивать себя с другими.

Можно объявить себя "человеком без комплексов" — это просто. Ещё проще — объявить о своём отказе от зависти и того же потребовать от других — организовать "общество людей, свободных от зависти" и "прийти в светлое будущее раньше других". Но это будет мнимое решение проблемы, которое опять же будет сводиться ко всё тем же проявлениям квадрового комплекса "подрезанных крыльев", к защитным мерам по этому комплексу, вызванным страхом невозможности реализовать свой творческий потенциал: "Я не хватаю звёзд с неба, потому что не хочу, но может быть преуспею в чём - нибудь другом". Но и это — не что иное как самообман, попытка перехитрить свою тягу к творчеству — "игра в лису и виноград".

Пока будет существовать сравнение и соотношение, — а оно проходит по всем информационным аспектам модели и в первую очередь, по аспекту логики соотношений, — будет существовать и соревнование, и продвижение вперёд к новым успехам и новым рубежам. А вместе с этим будет существовать и зависть отстающих, комплексующих по поводу своих неудач.

А в остальном квадровый комплекс может быть даже полезен ещё и потому, что помогает бороться за выживание, за существование, за успешную самореализацию в социуме, в соционе и в квадре. Сегодня кто-то чувствует себя связанным по рукам и ногам, а завтра он не то что верёвки, — цепи рвать будет!

Без упущений нет доминирования (кто-то теряет, а кто-то находит). Без квадровых комплексов не будет и квадровых преимуществ. Света без тени не бывает.

Часть V

32. Борьба с "избыточной агрессивностью" в дельта – квадре
Сочетание инволюционной волевой сенсорики (-ч.с.) и эволюционной этики эмоций (+ч.э.), доминирующее в бета - квадре и антагонистичное для дельта - квадралов, создаёт ощущение неадекватного реагирования ортогонального соконтактника в неблагоприятных ортогональных (или конфликтных) ИТО и производит впечатление немотивированной агрессивности — избыточной и повышенной, — вследствие чего соконтактнику - дельта - квадралу, напуганному такой "непонятной" и "необъяснимой" реакцией, хочется предельно снизить порог этой агрессивности, нивелировать её предельно, свести к нулю (а по возможности и уничтожить совсем). Все их попытки разрешить эту проблему собственными усилиями приводят к обратному результату: бета - квадралы ощущают эту активную манипуляцию их психикой, — явную (а часто и грубую) работу на приглушение их волевого и эмоционального порога "любой ценой", — ценой откровенных попыток притормозить их волевую активность встречным волевым давлением, охладить их эмоциональный пыл встречным потоком эмоций, проявляющихся не менее бурно, рассматривают всю эти манипуляции как попытку их обезоружить, сделать более слабыми и уязвимыми, после чего раздражаются ещё больше, проявляют ещё большую агрессивность, которая ещё больше пугает дельта - квадрала.

В результате взаимных недопониманий, нарастающих как снежный ком, взаимное волевое противоборство усиливается, взаимная агрессивность с обеих сторон достигает предела, и чрезвычайно напуганный всем этим дельта - квадрал начинает консультироваться с "нужным специалистом" по поводу гипер - агрессивного соконтактника - бета - квадрала, которого и уговаривает пройти обследование (а если понадобиться, то и лечение), чтобы устранить агрессивность как таковую. ("Истребить в себе", вырвать, как больной зуб, с корнем, чтобы даже саму память о ней напрочь уничтожить.)

— И чем плоха эта затея?

—Тем, что напоминает известный анекдот про "лесную комиссию", которая всем четвероногим зверюшкам отрезала пятую ногу: сначала отрезала, а потом пересчитывала.

Нечто подобное происходит и здесь. Судить о поступках человека, а тем более манипулировать структурой его психики, не определив его ТИМа, не разобравшись в межличностных и интертипных отношениях, не имея представления о его индивидуальных и квадровых комплексах — то же, что делать хирургическую операцию вслепую: непоправимая ошибка гарантирована. Пытаться управлять, манипулировать партнёром, не зная его психотипа, всё равно, что вслепую рубить дрова — удар попадёт на манипулятора в любом случае. А прямой или обратный — уже значения не имеет: посеешь ветер, пожнёшь бурю. Замахнёшься на святое, нацелишься на фундаментальное, разрушения будут необратимыми и катастрофическими.

— У ребёнка можно стереть "избыточную агрессивность" постоянным давлением и чрезвычайной настойчивостью…

— …и тем самым превратить его в пассивного и апатичного "зомби"— в жертву волевого произвола любого случайного соконтактника, — в убогую, задавленную парию, — заложника и жертву чужих химерических страхов и узника собственных комплексов.

Это ужасно, но это то, что происходит с представителями силовых квадр (РЕШИТЕЛЬНЫМИ), воспитанными настырными и деспотичными "усмирителями" из квадр РАССУЖДАЮЩИХ, — они не то что не смеют решительно постоять за себя, но унизительно вымаливают право существовать в этом мире.

Превратить "белого лебедя" в "гадкого утёнка", вырвав у него с корнем чувство собственного достоинства, подавить в нём способность осознавать свои права и готовность их отстаивать можно как раз посредством таких жестоких манипуляций с его "избыточной агрессивностью" и "повышенной эмоциональностью", втягивая его в лохотрон, в котором "приз" получает тот, кто тише говорит и слабее защищается…

— То есть, — кто?!..

— То есть, — нежизнеспособный, безвольный, бездеятельный человек, которого потом можно будет за его же слабость и безволие корить. Упрекать в том, что он стал неудачником, не сумел успешно реализовать себя в этой жизни ни по одному из показателей. Можно сделать из него "козла отпущения", вытеснить в парии, спрятать подальше от посторонних глаз, как "производственный брак", как "позор семьи": на "ярмарке тщеславия" таким неудачникам делать нечего.

То, какими методами стирается "избыточная агрессивность" у "непослушных детей" — это особая тема. Изобретательная инволюционная интуиция потенциальных возможностей (-ч.и.1, 2) подсказывает огромное количество альтернативных решений и воспитательных мер. Цель оправдывает средства: для того, чтобы избавить этот мир от потенциального "монстра", все методы хороши.

33. Рефлексия по ортогональным квадровым комплексам и ортогональным квадровым признакам
Квадровые комплексы ортогональны уже сами в себе, потому что сами в себе отражают антагонизмы ортогональных квадровых признаков. Рефлексия по ортогональным квадровым признакам проходит через них как в неблагоприятных интертипных и межличностных отношениях, так и в индивидуальной самооценке человека, длительное время испытывавшего на себе враждебное, негативное влияние ортогональной окружающей среды (окружающей среды ортогональной квадры).

Ориентиры системы приоритетов его ТИМа при этом стираются, деформируются. Система ценностей своей квадры ("своей среды") становится "чужой", а чуждая, ортогональная среда при этом "своей" не становится — отторгает его в числе прочих "неполноценных" и "чуждых" ей элементов за избыточностью и высокой конкурентоспособностью полноценных "своих", которые в своей среде выросли, в ней "поднялись", живут и преуспевают, и своих доминирующих позиций никому не уступят.

На периферии ортогональной системы ещё как - то можно сносно существовать, но успешно реализовать себя по максимуму своих возможностей в ортогональной среде мало кому удаётся.

квадральные комплексы 4-й квадры

В каждом ТИМе, на каждом из горизонтальных блоков ментального кольца и на каждом вертикальном блоке витального представлены два (статических или динамических) из доминирующих в каждой квадре информационных аспектов. (На уровне ЭГО — аспекты, доминирующие в своей квадре, на уровне СУПЕРЭГО — доминирующие в ортогональной. Аспекты, расположенные на вертикальных блоках витального кольца, — инертном (ПФ-6 и ПФ-7) и мобильном (ПФ-5 и ПФ-8) — доминируют в смежных квадрах. Все они испытывают влияние своей или чуждой (смежной или ортогональной) квадры, своих или чужих квадровых признаков или квадровых комплексов.

34. Место квадровых комплексов в системе приоритетов
Квадровый комплекс любой из квадр негативно воспринимается окружающими — не только представителями своей квадры, но и представителями других квадр.

И потому, что он проявляется в каких - то неприглядных, отталкивающих поступках и действиях, в маргинальных (граничащих с патологическими) состояниях и формах (глупейших, скучнейших, граничащих со слабоумием — в квадрах рассуждающих и бесчеловечно жестоких, коварных и подлых — в квадрах решительных).

И потому, что во многих своих проявлениях часто воспринимается как непонятное и противоречивое действие, доводящее ситуацию до абсурда, как болезненное состояние или навязчивая идея, как ненормальное или шокирующее явление, как "безумие", "слабоумие", запредельная мнительность, подозрительность, "прогрессирующая паранойя", болезненная навязчивость, привязчивость, одержимость какими - то идеями, болезненное самомнение, заводящее отношения в тупик и т.д.

Если представить квадровую систему приоритетов как "ступени развития и роста", то сам квадровый комплекс в этой связи будет выступать как нежелательная, пугающая альтернатива, реализующаяся в случае отступления от квадровых приоритетов и ценностей ("Не будешь пробиваться наверх, тебя оттеснят вниз!"). Проявится как некая "остаточная" система прежних смещённых или реально существующих анти - ценностей и будет представлять собой "теневую", "изнаночную" составляющую системы приоритетов каждой из квадр.

квадральные комплексы 4-й квадры

Совмещая в себе все три квадровых признака (и являясь их производным) квадровый комплекс удерживает их в рамках квадры, относительной своей "зоны страха", не позволяя человеку отклониться от своей системы координат ни в одну, ни в другую сторону.

Можно отчасти сместить систему приоритетов своего ТИМа в неблагоприятных интертипных и межличностных отношениях, можно существенно деформировать её в ИТО конфликта, но сместить или стереть систему координат своего квадрового комплекса практически невозможно. В неблагоприятных ИТО он только обостряется, заставляя партнёров - антагонистов расстаться друг с другом (любой ценой и вопреки всему!) с тем, чтобы в будущем (в другой паре) каждый из них смог лучше проявить себя в новых, более благоприятных условиях, смог создать для себя удобную эко - нишу и реализовать себя в ней наилучшим образом. (Одновременно с этим квадровый комплекс работает и стимулятором их активности: как бы ни был пассивен партнёр - антагонист, как бы ни был он апатичен ко всему происходящему с ним, но стоит только преградить ему доступ к приоритетным квадровым ценностям ("перекрыть кислород" по квадровому комплексу), как он тут же буквально взрывается активностью, хватаясь за любой шанс, как утопающий за соломинку.)

35. Квадровый комплекс как теневая составляющая системы приоритетов
Квадровый комплекс часто проявляет себя как "теневая сторона" или "изнанка" ярко демонстрируемых приоритетных ценностей ТИМов, квадр, диад. И, по сути, является таковой. Квадровый комплекс — само по себе явление "теневое", "остаточное", представляющее собой некий "теневой" отработанный и отбракованный материал —"остаток", отсортированный от всего того, что выведено в позитив и нашло себе лучшее применение в квадре, — "осадок", выпадающий на "дно души", в глубины индивидуального и коллективного бессознательного, который в отсутствие позитивной альтернативы, начинает "бить в голову"— прорывается в доминанты, проходит на передовые позиции квадры и ТИМа и, заслоняя собой куда более прогрессивные задачи и цели, вытесняет их вниз, в систему наименее приоритетных ценностей.

Когда это происходит в масштабах сообщества (в масштабах его интегрального ТИМа), всем кажется, что мир перевернулся, — все обезумели, растеряли всё самое ценное из системы общечеловеческих приоритетов, погрузились в царство абсурда и хаоса: общество поднимает на щит самые что ни на есть бредовые идеи, негатив становится позитивом, лучшее из всего, что может предложить человечество отвергается и опровергается. Возникает ощущение приближающейся катастрофы, общего крушения всех надежд, —приближающегося "конца света".

Это происходит по многим причинам. И прежде всего потому, что квадровый комплекс НЕ МОЖЕТ (И НЕ ДОЛЖЕН!) ВЫХОДИТЬ В ФОРВАРДЫ, ОН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВПЕРЁДСМОТРЯЩИМ поскольку является "тыловым образованием" —"изнанкой" — "слепым" и "остаточным" оттиском всех доминирующих в квадре ценностей — "примитивным клише" — суррогатом — истинных квадровых приоритетов, — "аварийным вариантом", позволяющим человеку на ощупь, косвенно, отталкиваясь от нежелательной альтернативы, ориентироваться в системе координат и "методом от противного" продвигаться в нужном направлении с тем, чтобы успешнее реализовать себя в квадре. И в этом смысле квадровый комплекс можно рассматривать как систему неосознанных квадровых приоритетов, загоняющих человека на поле доминирующих и осознанных ценностей "методом от противного", — через систему запретов и пугающих антагонизмов, путём нагнетаемых неосознанных страхов, опасений, сомнений, выводящих через осознание своих ограничений на новый более высокий уровень потенциальных возможностей.

36. Страх вытеснения как общее место всех квадровых комплексов
Страх вытеснения порождает зависть к чужим успехам, привилегиям, преимуществам, которая также проявляется в рамках квадровых комплексов:

В альфа - квадре (в рамках комплекса зажатого рта) это проявляется как зависть к чужой свободе мнений и свободе самовыражения (просматривается и в эпатажной экстравагантности и независимости Дона, и в яркой эмоциональности и в безудержной жажде удовольствий Гюго, и в правовой экспансии Робеспьера, проводимой в рамках восстановления справедливости, и в территориальной экспансии Дюма с последующим выдвижением его в лидеры и т.д.).

В бета - квадре (в рамках комплекса "шестёрки") страх вытеснения порождает зависть к чужой свободе волеизъявления, к чужому карьерному росту (и как следствие, — повсеместные подсиживание, подставы, интриги, наветы, доносы, общественная травля, борьба за власть, борьба с инакомыслием и т.д.)

В гамма - квадре (в рамках комплекса "связанных рук") страх вытеснения порождает зависть к чужой свободе действий (и как следствие — взаимное подавление деловой и творческой инициативы, взаимная блокировка деловой активности партнёра, строгий контроль за проявлением частной инициативы в команде и т.д.).

В дельта - квадре (в рамках комплекса "подрезанных крыльев") зависть к чужому успеху становится всеобъемлющей и включает в себя контроль за проявлением всех инициатив, — и деловых, и творческих; включает в себя и зависть к чужой свободе действий (в рамках конкуренции по квадровому признаку объективизма), и зависть к чужому карьерному росту (в рамках конкуренции по признаку аристократизма), и зависть к чужой свободе мнений и свободе самовыражения (в рамках конкуренции по признаку рассудительности). И как следствие — повсеместные запреты и ограничения на свободу действия, свободу слова, свободу мнений: "этого не делай (ты этим ему помешаешь)", "того не говори (ты этим его обидишь)", "так не поступай (про тебя могут плохо подумать)". Могут напрямую суггестировать: "ты не можешь так поступить…" и т.д.

В систему ограничений возможностных инициатив входят и запреты на реализацию амбициозных творческих планов и перспективных начинаний. Сопротивление этим запретам (выраженное в успешной творческой самореализации) вызывает противоречивые чувства и двойственные ощущения: с одной стороны — уважение и восхищение способностями и целеустремлённостью человека (сложившееся по факту его достижений и побед), с другой — гнев, зависть и осуждение, вызванные страхом вытеснения. И как следствие, — злословие и наговоры: "Он это сделал по протекции своих близких — пользуясь их влиянием, деньгами и положением…". Победителями в глаза восхищаются, за глаза осуждают. Победители в дельта - квадре часто меняются: слетают с пьедестала, подвергаясь нападкам, насмешкам и пересудам, становятся доступной мишенью для сплетен, ниспровергаются из "кумиров" в "отверженные" в результате "сенсационных разоблачений".

Как видим, "общим местом" ("стержнем") всех ТИМных и квадровых комплексов является страх вытеснения из жизненно важных условий существования, относящихся к разряду оптимальных, перспективных, приоритетных, СТРАХ ВЫТЕСНЕНИЯ ИЗ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ, СТРАХ ВЫТЕСНЕНИЯ ИЗ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
  • в исходно - эволюционной альфа - квадре это вытеснение из сферы общения и взаимодействия, вытеснение из жизненного пространства, из среды обитания, из эко - ниши, экосистемы (которому пытаются воспротивиться пока ещё только вербально: бурными спорами, грозными окриками, возмущением, возражением, яростными эмоциональными атаками и т.д.);
  • в решительной и авторитарной бета - квадре — вытеснение из жизненно необходимых условий физического и социального роста (которому сопротивляются с предельной жестокостью и решительностью, организуют "аппарат подчинения и подавления", создают "культ (и культуру) войны", используя для этого самый широкий арсенал разнообразных, технических средств);
  • в решительной и демократичной гамма - квадре — это вытеснение из системы приоритетов, связанной с поддержанием условий оптимального существования (которому сопротивляются с ожесточённой решимостью, используя для этого широкий арсенал разнообразных форм общественного движения — создают профсоюзные, цеховые союзы и организации (в том числе и масонские ложи, и союзы ""свободных мастеров", "вольных каменщиков", образующих третью силу, тайно влияющую на ход политических и исторических событий), поднимают народные восстания, перерастающие в буржуазные революции, устраивают демонстрации, забастовки, бойкоты, стачки, берут курс на тотальную демократизацию общества);
  • в изысканно - аристократичной дельта - квадре — вытеснению из системы приоритетов, связанной с улучшением условий существования в будущем сопротивляются, создавая разветвлённые сети политических и международных организаций по защите прав тех, кто находится в меньшинстве, нуждается или будет нуждаться в моральной и социальной поддержке в настоящее время, в далёком и недалёком будущем — это и многочисленные благотворительные общества, общества защиты детей, защиты прав человека, защиты прав потребителей, общества защиты животных, охраны природы, защиты национальных и сексуальных меньшинств и т.д.).
Жизненное пространство, условия, необходимые для поддержания жизни, остаются сверх важной ценностью во всех квадрах, на все времена.

Страх вытеснения из жизненного пространства — древнейший биологический страх, восходящий к первоосновам свойств живого. Всё живое борется за существование и ведёт территориальные войны, вытесняя из среды обитания потенциальных соперников и конкурентов.

Каждый информационный объект в процессе взаимодействия с окружающим миром воздействует на него с различной степенью активности и агрессивности. Меняется сам и меняет окружающую среду в соответствии со своими информационными программами и психофизиологическими свойствами. И в этой связи квадровый комплекс также является фактором, преобразующим окружающую среду в соответствии с системой квадровых ценностей, поскольку квадра также является информационным полем, системой, объектом. (Достаточно вспомнить имперский размах авторитарных и теократических государств, организованных в системе приоритетов бета - квадры, прославляющих силу и могущество своей системы в огромных, монументальных памятниках скульптуры и архитектуры древних и современных мега - цивилизаций. Все эти величественные дворцы и храмы с устремлёнными вверх, неприступными стенами, высоченными башнями и громадными каменными колоссами — также являются отражением присущего бета - квадре комплекса "шестёрки", в соответствии с которым быть мелким, ничтожным и всеми попираемым — не то, что смешно или неприлично, но и небезопасно, а главное — и недопустимо, немыслимо!).

37. Отражение квадровых комплексов в "зоне страхов" типов ИМ
ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ (по определению, данному ещё Аристотелем), поэтому в основе всех комплексов лежит СТРАХ ВЫТЕСНЕНИЯ из социума — из сообщества, из клана, из дома, из семьи, из системы, команды, из проекта, из дела…Все эти вытеснения отражаются не только в квадровых комплексах в качестве нежелательной альтернативы, но и в "зоне страхов" информационных аспектов, попадающих на т.н.с. (точку наибольшего сопротивления) каждого ТИМа, которые в этой связи можно рассматривать в следующих ракурсах и значениях:

квадральные комплексы 4-й квадры

38. Проявление квадровых комплексов в "дискуссионных" и "квадровых" клубах"
Квадровый комплекс углубляет и обостряет антагонизмы по признаку аристократизма — демократизма и вследствие этого усиливает различия по "дискуссионным клубам" (которые, применительно к разделению на специализации в квадре, можно рассматривать как "квадровые").

Демократические квадровые комплексы (альфа - квадровый комплекс "зажатого рта" и гамма - квадровый комплекс "связанных рук")
  • обостряют творческий импульс у "исследователей" — логиков - интуитов, — делает их заложниками своих творческих амбиций и планов, заставляя буквально срывать звёзды с небес в стремлении подтвердить своё право на успешную творческую самореализацию;
  • обостряют деловую инициативу у "социалов" — этиков - сенсориков, что позволяет им быть невероятно активными и успешными в квадре. (Как ни был пассивен (на первый взгляд) интроверт - социал (Дюма или Драйзер), но стоит только ему "перекрыть кислород" по квадровому комплексу, как он тут же буквально взрывается деловой активностью, разрушая неблагоприятные для него условия, разрывая неблагоприятные отношения (в ИТО конфликта это проявляется наиболее ярко).

Аристократические квадровые комплексы (бета - квадровый комплекс "шестёрки" и дельта - квадровый комплекс "подрезанных крыльев")
  • обостряют обидчивость и мнительность "гуманитариев" — этиков - интуитов аристократических квадр, — что становится заметным даже на уровне нормативного общения: неприветливый взгляд или недоброжелательная интонация в голосе могут стать препятствием для благоприятного развития отношений;
  • обостряют склонность к доминированию у "управленцев"— логиков - сенсориков, — делая их жестокими, властными и деспотичными в стремлении навязать отношения соподчинения чуть ли ни с первых минут общения.

39. Влияние квадрового комплекса на роль личности в истории

Оставаясь "теневой" и "пугающей" стороной квадровых ценностей, обостряя жёсткую специализацию ("дискуссионных")"квадровых клубов" ("исследователей" и "социалов", "гуманитариев" и "управленцев"), квадровые комплексы не только выявляют анахронизмы, остаточные, теневые явления и несовершенства квадры, но и активизируют происходящие в ней эволюционные процессы.

"Подталкивая в спину" методом от противного, отпугивая нежелательной и тупиковой альтернативой, квадровые комплексы никому не позволяют "топтаться на месте", не позволяют "опускать руки", "складывать крылья", не позволяют "камнем падать вниз" или "двигаться вспять", отклоняясь от перспективных задач и планов — НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ПРОДВИЖЕНИЯ ВПЕРЁД.

Образно говоря, в сочетании с квадровыми приоритетами квадровый комплекс образует систему "кнута и пряника", — создаёт своего рода "вилы", в границах которых человек попадает на "конвейер успешности", где добровольно и вынужденно (оказываясь между "кнутом" и "пряником") включается в ожесточённую конкурентную борьбу "за право первенства" и отступить от этой борьбы уже не может.

Так, например, кажущийся таким непривлекательным бета - квадровый комплекс "шестёрки" помог Вильгельму - Бастарду (ЛСИ, Максим), очень тяжело переживавшему своё унизительное положение незаконнорожденного сына герцога Нормандии, выйти из "притесняемых" в доминанты — в один день и одной битвой завоевать Англию и стать знаменитым в истории полководцем и королём Вильгельмом Завоевателем (1027 — 1087). Несмотря на то, что он был признан законным сыном и объявлен законным наследником своего отца, в детстве ему часто напоминали о его низком происхождении, притесняли, унижали, много раз пытались его убить. Он чудом выжил в этой борьбе за трон, благодаря своим "неблагородным" родственникам по материнской линии. Когда он подрос, его вновь по;пытались оттеснить от престолонаследия, оспаривая его право на владение Англией и Нормандией. Его даже пытались "кинуть" самым бессовестным образом: его кузен Гарольд Годвинсон — один из потенциальных престолонаследников — лично пообещал Вильгельму уступить права на английский престол, но вместо этого сам же на него и взошёл. Рассерженный Вильгельм собрал войско, прибыл в Англию и в первом же (и единственном) сражении при Гастингсе в 1066 году доказал Гарольду, что шутить не намерен. Завоевав Англию, Вильгельм проявил себя чрезвычайно успешным правителем, способным поддерживать самый строгий порядок на территории обеих, подчинённых ему держав, одновременно. Был гениальным администратором, хозяйственником и управленцем. Провёл первую в истории Европы хозяйственную перепись населения и составил "Книгу Страшного Суда", в соответствии с которой смог скрупулёзно точно собирать налоги.

По амбициозности заявленных целей и реализованных планов Вильгельм практически не знал себе равных: он укрепил королевскую власть, основал могущественную королевскую династию, ведущую свой род до наших дней. Застроил подчинённые ему территории соборами, крепостями и замками, создавая повсюду подвластные ему административные структуры, духовные центры, опорные и военные пункты охраны правопорядка. Насадил новый (нормандский) порядок в Англии, одержал победу над всеми своими политическими противниками. Покорил и усмирил огромное количество полудиких племён. Объединил и подчинил своей власти множество разрозненных англо - саксонских княжеств, подавил огромное количество вассальных восстаний. И сумел оградить себя от вмешательства папы римского в дела его управления обеими странами, что по тем временам было фантастической дерзостью. (Когда какой - то прелат пожаловался на него папе и тот прислал к нему церковников, чтобы они сделали Вильгельму внушение, Вильгельм отослал их назад и сказал: "Я признаю авторитет церкви и готов выполнять любые её предписания. Но если какой - то монах мне хоть слово поперёк скажет, я повешу его на первом же попавшемся суку!")

Покорение и завоевание новых земель Вильгельм сделал своим любимым занятием, приятным и полезным для здоровья увлечением, — тонизирующим и общеукрепляющим, помогающим до старости лет сохранять хорошую физическую форму. Во время осады очередного непокорённого города, он по нелепой случайности и сам погиб — упал с лошади, наступившей на горящий уголь. Но он погиб победителем. И в истории остался великим правителем и выдающимся полководцем Вильгельмом - Завоевателем — таков был его ответ на попытку всех его недругов и завистников его унизить и оттеснить от причитающейся ему праву престолонаследия власти.

Общий вывод
Квадровый комплекс встраивается в систему квадровых, ТИМных, диадных приоритетов в качестве нежелательной альтернативы (никто не желает быть вытесненным из сферы приоритетов), но при этом выступает как мощная система ограничений, запрещающая отклоняться от цели и как мощный стимул, обеспечивающий успешное продвижение к ней.

Как видим, квадровые комплексы — это больше, чем тревожные ощущения, обиды и страхи, — это ещё и стремление реализовать свой творческий потенциал, стремление самоутвердиться в обществе, завоевать своё место под солнцем, стремление вернуться к своей исконной системе координат, увидеть свою картину мира и преобразовать окружающий мир в соответствии с её ориентирами, её системой приоритетов и ценностей.

А отсюда — и повсеместные споры, столкновение мнений, борьба амбиций и честолюбий. И одновременно с этим — и информационное многообразие, расширяющее горизонты свершений, задающее амбициозные цели и делающее нашу жизнь ещё более насыщенной, значительной, яркой, а происходящие с нами и вокруг нас эволюционные процессы — ещё более успешными, сложными и интенсивными.
О добродетелях и страстях, св. Иоанн Лествичник | 24 соционических ТИМ-а

Нет комментариев. Ваш будет первым!