Теги

холодайны это

dictionary english

які можуть бути причини втрати особистості

резонанс асинхронного двигателя

почему нужно делать упражнения для прочистки энергоканалов человека

работа электродвигателя в резонансе

как гексли провоцирует габена

умеет ли гексли любить

лси отрицательные черты

как отомстить гексли

компромат на габена

psylike.com

подтипы соционика

как сделать габена счастливым

дюма форум соционика

сильные боли на уровне третьего глаза

после медитации давление в районе третьего глаза

александр барченко : теория древнего естествознания

что такое холодинамика

вилка авраменко устройство схема и как работает

тест И.Вайсбанда сенсорно-этический интроверт посредник Дюма

Підключення електродвигуна у режимі резонансу

негро-тело в головном мозге

тема для обсуждений

как отличить габена от драйзера

возможно ли потерять индивидуальность

Соционический тип и самоидентификация

Автор: Юрий
Опубликовано: 2163 дня назад (23 октября 2011)
+2
Голосов: 2

интересная статья, надо прочитать наверно?

Октябрь 23rd, 2011

Соционический тип и самоидентификация
Белецкая И.Е.

Самоидентификация – это отождествление себя с определенной социальной группой, образом, ролью, архетипом и, в том числе, с соционическим типом. Самоидентификация непосредственно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме, с проблемами личностного развития и взаимоотношений.

В идентификации существуют различные уровни – слои, связанные непосредственно со структурой сознания.

Мы хотим рассмотреть вопрос самоидентификации и соционического типа, опираясь на модель сознания, приведенную в (Щербаков, 1998). Не вдаваясь в описание подробностей модели автора, остановимся на приводимой им модели сознания. По мнению автора, сознание включает в себя 7 уровней:

Адаптивный слой

Перинатальный слой

Архетипы, трансперсональный слой

Энергетический барьер

Трансперсональный слой

Универсальные модальности

Универсальное единство

Ось ординат имеет смысл «глубины слоев» сознания. Поверхностные слои и подповерхностные слои разделены энергетическим барьером.
Верхний слой – адаптивный, это та часть сознания, которая непосредственно взаимодействует с энергией внешнего мира и отвечает за социальную адаптацию, поведение и мотивацию. Затем следуют поверхностные области, недоступные для непосредственного осознания и исследования, они содержат информацию и опыт, полученные в период развития плода и в процессе родов, а также архетипы (Юнг, 2007). Они доступны для восприятия во сне или в измененном состоянии сознания.

Содержание глубинных слоев – трансперсонального слоя, связанного с глубокими слоями бессознательного и слоя универсальных модальностей, связанного с архетипами первооснов – Воды, Огня, Воздуха и Земли, доступно для восприятия в состоянии глубокой медитации.

В каждом из этих слоев сознания содержатся определенные смыслы. На самом глубоком уровне универсального единства разделения по смыслам нет. Это слой является единой универсальной интегрированной структурой для всего человечества.

И, хотя в обычной жизни мы не можем непосредственно осознавать содержание слоев сознания, кроме адаптивного, они оказывают влияние на всю структуру личности, в том числе и на поведение, т.е. на адаптивный слой.

Соционический тип, как информационная структура психики, очевидно, принадлежит адаптивному слою. Он сформирован в результате социальной эволюции под запросы развивающегося общества (Белецкий, Белецкая, 2011) и проявляется в процессе информационного обмена индивида в социуме.

В соответствии со структурой сознания можно выделить различные уровни самоидентификации:

Социально-профессиональный

Семейно-клановый и национально-территориальный

Религиозно-идеологический

Эволюционно-видовой

Половой (гендерный)

Духовный

В соответствии с этой картой, можно обозначить задачу развития личности следующим образом: адекватная самоидентификация на каждом уровне и растворение границ между слоями для формирования единой гармоничной структуры.

Самоидентификация на социально-профессиональном уровне – это ответ на вопрос о социальной роли (ТИМ), социальном статусе (бомж, уважаемый гражданин), профессиональной принадлежности (соционик, инженер, менеджер).

Семейно-клановая и национально-территориальная самоидентификация – это вопросы о ролях в семье (сын, сестра, жена, сноха, мать, дедушка и т.п., а также принадлежность к семье как клану) и принадлежность к определенной национальности.

Религиозно-идеологический уровень самоидентификации определяет принадлежность к определенной религиозной конфессии или отсутствие такой принадлежности (атеизм, пантеизм) и исповедование определенной идеологии (марксизм, анархизм и т.п.).

Эволюционно-видовой уровень самоидентификации принадлежит к давним временам, когда общинные племена поклонялись определенным животным или духам животных (племя тигра и т.п.)

С гендерной самоидентификацией обычно бывает все понятно, каждый может определить, кто он – мужчина или женщина. Считается, что всем и так понятно, какой смысл в этом разделении. Чаще всего, он сводится к осознанию своих репродуктивных возможностей. Но глубинный, архетипический смысл разделения по половому признаку, как правило, мало кому известен. Подробное раскрытие этой тематики не входит в задачи нашей статьи, почитать об этом можно, например, здесь (Юнг, 2007)

Духовный уровень определить словами совсем не просто. Примерно можно выразить содержание самоидентификации на этом уровне так: моя связь с Богом, отношение Бога ко мне и мое к Богу (Бог здесь подразумевается как некая высшая сила, а не Божество в религиозных традициях). Также к духовному уровню самоидентификации можно отнести осознание своих жизненных задач как духовного существа.
За каждым уровнем самоопределения стоят определенные представления человека об атрибутах роли, ее преимуществах и недостатках, задачах и формах реализации, почерпнутые им из социума, книг, собственного жизненного, в том числе духовного опыта и т.п. В соответствии с этой ролью у нас формируются определенные стереотипы поведения и определенные социальные ожидания.

Нижние уровни самоидентификации влияют на верхние, а вот явно или неявно – зависит от степени осознанности конкретного человека. Определяющее влияние оказывает духовный уровень, его голос, запросы слышны, если предыдущие уровни самоидентификации хорошо осознаются и их границы достаточно размыты, т.е. жестко не обусловлены (см. пример ниже, когда границы самоидентификации на социально-профессиональном уровне жестко закреплены, а также исключены из рассмотрения все остальные интересующие нас уровни самоидентификации). Духовный уровень содержит в себе информацию о всех духовных особенностях (талантах) личности и ее задачах и оказывает определяющее влияние на всю личностную структуру при условии открытости доступа к нему.

Если человек выстраивает свою самоидентификацию снизу вверх, от глубинных слоев к поверхностным, его представления о себе самом на каждом уровне самоидентификации определяются задачами духовного уровня. При этом сам он четко осознает свою миссию, как носителя определенных талантов, что проявляется и в социуме, и в семье, и в профессии. Все сферы жизни такого человека гармонично уравновешены между собой, он гордится своими профессиональными достижениями, у него прекрасная семья, его вклад в развитие общества адекватно оценивается другими людьми – его ценят, любят и уважают. Такой человек гармоничен, в ситуации каждого конкретного выбора он слышит запрос Жизни и отвечает на него.

Сразу оговоримся – такой путь развития встречается достаточно редко. Как правило, человек выстраивает свою самоидентификацию сверху вниз, от уровня социально-профессионального к духовному, начиная от кризиса самоидентификации 7-12 лет, когда человек переходит из детства в подростковую жизнь, и уже в подростковом возрасте, в 12-18 лет, когда он переходит из подростков во взрослые. Затем, по мере формирования социального опыта постепенно заполняются различные уровни самоидентификации, причем переход с одного уровня на другой осуществляется с одной стороны по мере изменения жизненной ситуации, расширения спектра ролей, которые человек по жизни на себя примеряет, а с другой стороны – происходит качественное углубление содержания самоидентификации на каждом уровне под влиянием других уровней. Нас, прежде всего, интересует влияние семейного, гендерного и духовного уровня самоидентификации.
Например, в профессиональной области. Если самоидентификация происходит только на социально-профессиональном уровне, а другие уровни закрыты и потому упускаются из рассмотрения, часто это означает следующее:

  • С точки зрения исключения уровня половой самоидентификации это – унисекс, т.е. отсутствие пола, мужчины и женщины равны в правах и обязанностях. Или возможен вариант, когда модель самоидентификации в профессиональной области строится по мужскому принципу независимо от пола (встречается гораздо чаще). Т.е. люди – мужчины и женщины – конкурируют друг с другом, расчищают себе место под солнцем, идет борьба за должности и материальные блага. Мужские аспекты у мужчин усиливаются, на поведенческом уровне вызывая чувство гордости за достижения, за количество «уничтоженных врагов» и добычи (черепа, скальпы, заработная плата и пр). А у женщин вытесняются традиционно женские проявления – мягкость, гибкость, нежность, восприимчивость и др. И появляются традиционно-мужские качества – бойцовые: упорство, агрессивность, настойчивость и пр.
  • Если исключен семейный уровень самоидентификации, то при осуществлении своей рабочей деятельности, человек упускает из виду, что он не только отличный профессионал, но еще и мать (отец), или жена (муж), или дочь (сын). В пылу трудоголизма постепенно происходит утрата доверительных отношений с окружением, а затем – с самим собой и со смыслом деятельности в целом. Что приводит в конечном итоге к профессиональному выгоранию.
  • Если при профессиональной самоидентификации исключен духовный уровень, то человек работает просто ради выживания, ради заработка, не задумываясь об осуществлении своей жизненной задачи, для реализации которой он пришел в этот мир.

Отсутствие осознаваемых связей между уровнями самоидентификации приводит человека к неудовлетворенности собой и своей жизнью в целом. Часто это недовольство проецируется на ближайшее окружение – дети/родители, начальство, весь мир – все частично или полностью виноваты.

Наличие связей между уровнями самоидентификации позволяет человеку гармонично распределять свою энергию между различными сферами своей жизни, получать адекватную энергетическую подпитку от семьи и от духовного сектора, вести осмысленную, наполненную жизнь. Свою жизнь.

Рассмотрим соционическую самоидентификацию и ее роль в жизни каждого из нас.

Соционическая самоидентификация (ССИ) влияет на другие области самоидентификации – профессиональную, социальную, семейную и гендерную.

Само качество ССИ, ее жесткость, широта и глубина определяются представлениями конкретной личности о роли и месте ТИМа в ее жизни. А это (качество) в свою очередь определяется степенью осознанности духовного уровня самоидентификации. Здесь мы можем выделить два подхода:

1.Я и есть ТИМ. Происходит слияние ТИМа и личности, подмена жизни по индивидуальным (духовным) запросам жизнью по правилам идентифицированного ТИМа.

Самоидентифицируясь подобным образом, человек всерьез облегчает себе жизнь, практически полностью исключая из рассмотрения личностный компонент в профессиональной, социальной, семейной и гендерной области.

Как член социума такой человек выполняет строго определенную соционную миссию по обработке информации определенного типа. Эта миссия определяется в самом общем виде парой его многомерных (сильных) сознательных функций – блоком ЭГО.

В профессиональной области человек выбирает профессию, на его взгляд, максимально подходящую его типу – например, в соответствии с установками на вид деятельности по В.Гуленко (Гуленко, 2003) – управленцы, гуманитарии, исследователи и социалы.

В области личных (семейных) отношений человек также выбирает себе партнера подходящего типа.

Роль в семье и семейные обязанности, как правило, определяются, исходя из сильных функций соционического типа, которые часто вступают в конфликт с гендерными функциями и задачами (о них подробнее – в одном из следующих выпусков рассылки). Но человек, считающий, что он и есть тип, как правило, списывает все шероховатости в общении на то, что тип партнера не такой.

При этом половой аспект самоидентификации, уровень которого расположен достаточно глубоко (см табл. 2), как правило, осознается упрощенно – именно на уровне пола, мужчина – женщина, а не на архитепическом уровне, где каждый пол с одной стороны неосознаваемо подвержен влиянию определенных архетипических проявлений, а с другой стороны – выполняет определенную функцию в мире, кроме репродуктивной.

Недостатком является также и то, что свою индивидуальную миссию как существа духовного человек при таком соционическом подходе к самоидентификации не осознает, т.к. вся энергия концентрируется на поверхностном, адаптационном уровне сознания (см. табл 1).
Однако информация с духовного уровня так или иначе поступает к каждому из нас, внося определенную (в зависимости от уровня осознанности духовных потребностей) сумятицу и недовольство жизнью – по правилу конгруэнтности – неконгруэнтности. Чем выше уровень осознанности, тем более осознанно человек проживает свою жизнь, самоидентифицируясь на разных уровнях определенным образом в соответствии со своими духовными задачами, при этом его уровень удовлетворенности своей жизнью достаточно высок – разные уровни самоидентификации конгруэнты духовному уровню (соотнесены с ним непосредственно). И, соответственно, чем менее осознанно человек проживает свою жизнь, тем менее конгруэнтны его различные уровни самоидентификации духовному уровню, тем большую фрустрированность (раздражение вследствие не исполненных ожиданий от жизни) человек, как правило, испытывает.


2. ТИМ – один из аспектов (особенностей) структуры моей личности, который я не могу изменить, особенности влияния которого я учитываю в различных областях.

Этот подход имеет несколько подуровней. По мере открытия духовного уровня самоидентификации, типные особенности с одной стороны, проявляются (замечаются) все более ярко, и человек находит им адекватное применение в своей жизни при решении актуальных задач, с другой стороны, тип все больше приобретает в сознании человека значение инструмента для реализации задач. По мере развития личности происходит смещение акцента (вектора внимания) с ТИМа как цели развития через осознания его особенностей, развития и оптимального использования его сильных и слабых сторон, к ТИМу как средству, инструменту реализации задач.

В конечном итоге роль ТИМа в жизни человека и роль ССИ уходит в плане направленности вектора внимания на вторичный план. Типные автоматизмы (повторяющиеся неосознаваемые реакции, вызванные особенностями информационного метаболизма) осознаются и контролируются и постепенно отходят, как непродуктивные. На их место приходят просто реакции, те, которые нужны именно нам и именно в это время.

Таким образом, собственно наличие типа информационного метаболизма никак нас не ограничивает. Нас ограничивают наши представления о типе в структуре нашей личности, т.е наша соционическая самоидентификация.

Приведем несколько примеров неудачной, с точки зрения развития личности, ССИ. Прежде всего, это следование в самооценке и оценке других людей соционическим мифам, когда носителям определенного типа информационного метаболизма навязываются некие поведенческие черты, якобы обусловленные типом информационного метаболизма. Например: все Доны – пустые мечтатели, Джеки – разводят всех на бабло, Драйзеры – читают морали, Габены – лежат на диване. Даже если определенные черты личности, сформированные под влиянием типа информационного метаболизма и имеют место, все равно, помимо их, в каждом конкретном человеке есть и другие стороны, иногда дополняющие типные проявления, а иногда противоположные им.

Затем, хотим обратить внимание на формирование самооценки в различных областях, обусловленной неудачной ССИ. Успешность и высокая самооценка связываются напрямую с сильными свойствами соционического типа. Например, успешный юрист – значит, логик, третий раз женат/замужем – ну точно не этик и т.д. Следуя этой логике, мы, с одной стороны, можем упустить из виду свое предназначение (не связанное с типом). А с другой стороны, опираясь при самоидентификации только на элементы жизненной истории, мы не можем определить тип правильно, и впоследствии не сможем опираться на него, как на оптимальный инструмент осуществления деятельности. Следуя этому неудачному принципу, для того, чтобы сделать мир краше, каждый должен заниматься только типным делом. Т.е. актерами и журналистами могут быть только этики, бухгалтерами и программистами – только логики и т.д. Этого не происходит – опыт показывает, что любая система (человек, коллектив, государство и т.п.), в которой ее дуальные (дополняющие и противоположные) стороны не уравновешивают друг друга, нежизнеспособна.

Конечно, одно из свойств всегда превалирует, но важное значение имеет количественное соотношение полюсов. Уже при соотношении 90/10 система практически нежизнеспособна – ведь жизнь требует проявления каждого качества (представьте, что на планете осталось лишь 10% женщин и 90% мужчин). Так же и с любой областью деятельности, где собрались люди с определенными признаками или типами.

В сухом остатке:

  • Наше сознание имеет несколько уровней, наполненных различными смыслами.
  • Наша самоидентификация также имеет несколько уровней, влияющих друг на друга. Определяющую роль (влияние на все уровни) имеет самоидентификация на духовном уровне.
  • Соционический тип проявляется на адаптационном уровне.
  • Соционическая самоидентификация может способствовать развитию личности, а может препятствовать ему, создавая жесткие идентификационные границы.
  • Жесткость этих границ зависит от представлений конкретного человека о роли и месте ТИМа в структуре личности. В конечном итоге это зависит от степени проявленности духовной самоидентификации.
  • Формирование самоидентификации, как правило, происходит от верхних уровней к нижним – глубинным при расширении сфер активности личности и под влиянием глубинных (духовных) слоев.
  • Развитие личности происходит:
    • при повышении уровня осознанности не только поверхностных, но и глубинных слоев сознания
    • при выстраивании адекватной самоидентификации на всех уровнях при общей размытости границ уровней и осознанной связи различных уровней. Определяющее значение для развития личности имеет осознание связи жизненных (духовных) задач и самоидентификации на различных уровнях, в том числе и на соционическом.
  • Наша жизнь приобретает осмысленность и гармоничность тогда, когда наши уровни самоидентификации максимально конгруэнты самоидентификации на духовном уровне.

Литература:

  1. Белецкий С.А., Белецкая И.Е. Как применить соционику для исполнения Ваших желаний. 7 секретных шагов // 2011 г.http://www.newtraining.ru/files/socionicsdesires.pdf
  2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. – М., "Астрель", 2003. – 288 с.
  3. Щербаков М.А. 7 путешествий в структуру сознания (теория и практика развития личности).- М.: Инст. развития личности, 1998.- 304 с.
  4. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы.- М.: Академический проект, 2007.- 304 с.

http://www.beletskie.ru/wp/?p=647

Холодинамика: методы раскрытия внутреннего потенциала | Переход в состояние интуитивного зависания
Delfin # 25 октября 2011 в 18:50 +1
Спасибо, Юра, за статью, она хорошо показывает слабые стороны большинства соционических школ и групп, разбросанных по всему постсоветскому пространству. Но здесь мы видим такие вещи, которые повергнут в смятение даже правоверных социоников. Оказывается, тип информационного метаболизма не врожденный, а сформирован в ходе социализации (по Щербакову, "адаптации"). Значит, его можно поменять. Но уже Юнг, даже не владея в то время методикой различения врожденных и приобретенных в раннем возрасте информационных фильтров, уже тогда, на основании богатого клинического опыта, считает, что есть устойчивый врожденный психотип. Аушра и многие другие соционики с ним согласны. Тем более нельзя согласиться, что устойчивый психологический тип связан только с уровнем социальных ролей и возникает в ответ на запрос развивающегося общества. Безусловно, общественный запрос по-своему влияет на то, какие семейные пары образуются и даже какие типы детей рождаются (это SIMTIM-подход изучает по мере возможности, есть наработки). Но мы считаем, нужно четко различать генетически заданный тип, его разновидность, сформированую в раннем возрасте, а также актуализированный тип, т.е. способ социальной реализации врожденных и приобретенных задатков. Вот этот последний ближе всего к тому, о чем говорят соционики в вышеприведенной статье. Неудивительно, что во многих соционических группах психотипом считают не настоящий базовый уровень психики, а более поверхностный - второй или даже третий из указанных нами 3-х слоев личности. А это уже вопрос эффективности методики, серьезности подхода и т.д.