ИМХО*(англ. In My Humble Opinion) Я так думаю.Попытка критики соционики

Опубликовано: 1703 дня назад (19 декабря 2012)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

 ИМХО*(англ. In My Humble Opinion)

Ятак думаю.Попытка критики соционики

( статья готовилась для открытого издания, потому излишне подробна.Прошу известные фактыдля людей сведущих в соционике, опускать)



Предисловие

Каждыйиз нас хоть раз в жизни пытался постичь проблему— как  мы думаем? Что там включается при процессепереваривания мысли? И, собственно, ГДЕ включается? И ,почему ,я думаю не так ,как , скажем, Иван Иванович из второго подъезда ( от зануда же..все у него пополочкам, все размеренно и расписано на сто лет вперед. Но, с ним от скукисдохнуть можно… А вот с Серёгой , сослуживцем, мы думаем одинаково и  на вопрос : “Ну, что будем делать?»- всегданаходится одинаковое решение.). И, как так выходит, что  этого Серегу на дух не переносит ваша жена, зато с Иван Иванычем раскланивается заверсту и приводит всегда его в пример:

-ВотИван Иваныч- человек! Обстоятельный, обходительный… не то , что ты  -оболдуй.

Почемунам с одними хорошо, другие одним только видом своим приводят нас в нервеннуюдрожь. Почему  ООО “ХХХ» постоянноконфликтует с ЗАО «УУУ», а с  ОАО «ZZZ» все складывается прекрасно? Почему страна  Израиль не очень, мягко говоря, дружит состраной Палестина, с США– не разлей-вода? Почему азиаты, как правило,  не уживаются с европейцами?

Этивсе  взаимоотношения пытается определитьи объяснить молодая наука—соционика.О ней написано немало книг и статей. Еенеобходимость и важность уже ни у кого не вызывает сомнения. Развитие соционикиобусловлено, как ни странно, не официальной наукой , а  подвижками инициативных групп и  индивидуальностей, порой не имеющихпрофессиональной подготовки в психологии, , которые  не всегда трактуют  ранее исследованные материалы о деятельностимозга и  типах темперамента или, какговорят в соционике, типах информационного метаболизма, в том ключе, которыйявляется официально признанным и ложится в канву психологии. Да ипсихология, на данный момент, являетсянепризнанной наукой в общественных кругах и этому есть свои причины. Психологияне имеет структуры того, с чем работает. Не говоря уже о том, что «то» с чемона работает, имеет несколько терминов, которое однородны по своей сути, ноотличны по трактовке, что добавляет проблем с установкой психологии, какполезной науки для человека.

Но,те вопросы, которые поднимает дифференциальная соционика (упрощенная—межличностная,построенная на модели А), должны рассматриваться гораздо более развернуто– винтегральном виде(между группами людей, организациями, и , даже, странами иконтинентами, согласно модели М или функционально-ролевой  модели социона).  Мир психофизики гораздо шире. И принципы, покоторым происходит интегральные преобразования в природе весьма схожи иочень  сильно и сложно связаны спроцессами как микро , так и в макрокосме. Вот о чем я и хочу говорить.

Начала

 

Каждаясекунда нашей жизнедеятельности уникальна. И каждое наше состояние уникально.Его не повторить и не вычислить. Мы пребываем ежесекундно в разных состояниях  складываемых жизненными обстоятельствами .Мыпребываем, условно говоря , в разных ролях, которые необходимы нам  именно в этот период жизни. Сейчас, мынаходимся в состоянии родителя, когда говорим с детьми по телефону, черезминуту мы становимся подчиненными по службе, когда нас срочно вызывает на коверСАМ...далее мы добродушные сослуживцы в курилке и т.д. Когда мы приходим в ЖЭКдля прошения по  тому или иномувопросу  и видим возбужденную женщину,которая на ваших глазах разговаривала с больницей, в которой лежит ее ребенок, мы понимаем, что скорее всего,ваш вопрос не будет решен в вашу пользу, если не войти в нужную роль .

 С кем бы могла в данной ситуации говорить этаженщина? С тем, кто готов помочь или, хотя бы, выслушать ее горе или проблему.Нужно «попасть» в ее роль. Надеть ее маску. Тогда совпадет частота, на которойбудет услышана и ваша просьба. Иначе, все впустую. Это говорит о том, что нашесостояние зависит от той точки, куда мы определим своё «я». От той точки, кудаопределит свое «я» наш собеседник. Те результаты, которые возникают послеосознания своего истинного «я» , воздействующие на истинное «я» собеседника иможет быть тем полем, теми человеческими чертами, на которых может работатьмеханизм информационного метаболизма (читай, выбора и переработки психическойэнергии )в том понимании, которое вкладывается в соционике в практикумежличностных отношений. Итак, что это за черты такие? Это всем известные  темпераменты личности.

Типы темперамента( или немного из теории )

Темперамент.( по В.Д. Небылицыну ) (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero -- смешиваю в надлежащем соотношении)(выделеномною, поскольку очень важно!!) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей егопсихической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности,составляющих эту деятельность психических процессов и состояний

Еще со времен Гиппократа было известно, что темпераментчеловека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма являетсяпреобладающей.  Итак, эти четыретипа—сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Человек ищущий и читающий,наверняка знаком с каждым из этих типов. Добавлю их короткое  описание и отношение к жидкости дляисторического , тскть,понимания вопроса.

Сангвиник(Википедия) (лат. sanguis, сангвис, «кровь», «жизненная сила») — один из четырёх типовтемперамента в классификации Гиппократа. Человека сангвинического темпераментаможно охарактеризовать, как живого, подвижного, сравнительно легкопереживающего неудачи и неприятности. Такой темперамент имели АлександрИванович Герцен, австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, а такжеНаполеон

Меланхо́лик(Википедия) (греч. μέλαιναχολή, melaina chole, мелэна холе, «чёрная жёлчь»). Человека меланхолического темпераментаможно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даженезначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.Средимеланхоликов встречаются такие незаурядные личности как французский философРене Декарт, англичанин Чарльз Дарвин, русский писатель Николай ВасильевичГоголь, польский композитор Фредерик Шопен, русский композитор Пётр ИльичЧайковский.

Холе́рик(Википедия) (греч. χολή, холе, «желчь).Человека холерического темперамента можно охарактеризоватькак быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью,преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного,склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения (Петр I, Пушкин, Суворов)

Флегматик(Википедия) (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота», «слизь») . Человека флегматического темперамента можноохарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями иболее или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевныхсостояний(Михаил Илларионович Кутузов и баснописец Иван Андреевич Крылов).

Это так называемые «гуморальные»(от лат. «гумор» — жидкость)виды темпераментов, т. е. темперамент зависит от соотношения биологическихжидкостей в организме. Эту теорию поддерживают и в современном мире. Апологетыэтой теории  утверждают, что соотношениеи баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента —например, избыток гормонов щитовидной железы обусловливают повышеннуюраздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента(Не стану сейчас распостраняться о том, какую роль ворганизме играет вода или жидкость, скажу лишь то, что эта роль главенствующая,поскольку организм состоит на 95 процентов из воды). Позднее, эти типыособенностей психической деятельности людей, исследовал наш выдающийсясоотечественник академик Иван Петрович Павлов. Согласно его исследованиемуказанные типы подтвердились и существуют применительно к каждому из нас.Только  назвал он их  по другому:

  Неуравновешенный(сильный, подвижный, неуравновешенный; он соответствует темпераменту холерика);

Подвижный (сильный, подвижный, уравновешенный;соответствует темпераменту сангвиника);

Инертный         (сильный, уравновешенный, инертный;темперамент флегматика);

Слабый(слабый, неуравновешенный, малоподвижный; обусловливает темпераментмеланхолика).

Павловговорил, что «прежде всего, важно понять психологически, а потом уже переводитьна физиологический язык», справедливо отдавая,  главенствую часть в практике физиологов,практике психологов. Исследования Павлова показывают- как формировалась личность, так и формировался  и тип ее темперамента: "...может характеризоваться комплексомкак положительных, так и отрицательныхпсихологических черт: «лучших» или «худших»”. Нет только положительных или только отрицательных темпераментов. Один тип не может превосходитьдругой. Каждый тип несет в себе, как часть общечеловеческого спектра, своикраски и свои тени.

Однако, как писал  советский психолог В. Д. Небылицын: “ ..темперамент надо строго отличать отхарактера. Темперамент ни в коей мерене характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды,убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамическойстороне деятельности. Характер женеразрывно связан с содержательной сторонойличности».Т.е. существует понятие приобретенного илинажитого, и врожденного.

 Для того, чтобыотнести человека к тому или иному темпераменту, нужно провести так называемое типирование(определить тип) человека по указанным свойствам. Это основная проблемапсихологов, поскольку она зависит от многих вариативных факторов– кто , прикаких обстоятельствах, для какой цели и т.д., проводил это типирование.Понятно, что данные могут быть различны, что зачастую чревато для самоготипируемого, поскольку известно, что типирование можно отнести к некоей  форме внушения и от которой не так легко вдальнейшем отказаться. Для более точного решения этого вопроса в началепрошлого века швейцарский психолог Карл Густав Юнг предпринял попытки аккумулировать опыт типирования в книге"Психологические типы". Этот труд является одним из наиболеецитируемых и  фундаментальных из всего,что связано с типированием. Он определил, что между людьми существуютустойчивые психологические отличия, связанные с восприятием действительности ивпервые определил, что структура психики, проявляется у людей не одинаково, ееособенности связаны с психологическим типом. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобыобе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различнойостроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия вроде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа",- писал Юнг(К.Г. Юнг. Психологические типы. ).Имея большую клиническую практику и опыт ,Юнг выделил 8 основных психологических типов под которые можно подвести любогочеловека. Он ввел новые понятия в практику типирования. Это интроверсия -экстраверсия и рациональность-иррациональность. Но базовыми остались все те жечетыре типа: мышление, чувство, интуиция, ощущение и определил их так:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данныесодержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью иосновано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность всмысле принятия или отвержения его. Чувство основано на этических оценочныхсуждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъектувосприятие бессознательным путем. Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание, достоверностьинтуиции покоится на определенных психических данных, осуществление иналичность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение - та психологическая функция, которая воспринимаетфизическое сенсорное раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятияконкретных фактов.

Всечетыре функции  могут дать человеку  сбалансированное  и целостное восприятие мира, но  эти функции развиваются не в одинаковойстепени. Одна или две функции обычно доминируют, ставя человека в комфортное, сего точки зрения, положение по отношению к социуму. Другие функции могут бытьменее развиты , что ни в коем случае не является патологией. "Какпоказывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда неимеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того жеиндивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и вразвитии" (К.Г. Юнг. Психологические типы).Именно это условие, я хотел быособенно подчеркнуть и отнести к наиболее важным канонам в психологии отношенийи в соционике – люди разные, но это не ставит любого имеющего любыеотличительные особенности в исключительное положение. Это касается и расовых амбиций (геннаяинженерия достоверно указывает на двух прародителей у всего Человечества), имыслительных, и этико-моральных.

Именно у Юнга  впервыепрозвучало  слово функция, в определениипсихологического типа. Это именно так, поскольку  их сущность и действие, укладываются вматематические описания, особенно в части чередования  функций, начиная с  комбинаторики и мат.анализа  . На основании применения математики и веласьдальнейшая работа приведшая к открытиям в соционике, наиглавнейшие из которыхпринадлежат математикам.

Эти четыре функции Юнг удвоил в применении новых элементов типического проявления личности.Первые две функции  Юнг  отнес к рациональным (мышление и чувство) и последние(интуиция и ощущение), к иррациональным. И каждаяфункция может быть носима владельцем- экстравертомили интровертом. Всего получилось  восемь типов.

Мыслительный экстраверт                 Мыслительный интроверт

Чувствующий экстраверт                   Чувствующий интроверт

Ощущающий экстраверт                                   Ощущающий интроверт

 Интуитивныйэкстраверт                    Интуитивныйинтроверт              

«..Юнг считал, что мозговые предпосылки кэстраинтроверсивности предсказал Отто Гросс, опубликовавший  в 1902  году теоретический  работу под названием "Вторичнаяцеребральная функция". Он создал гипотезу об «индивидуальном своеобразии протекания первичной и вторичнойцеребральных функций» которая привела  к утверждению  двух психологических  типов, которые Юнг определил как «утрированныедо патологического уровня типы экстраинтроверсивности». Экстраинтроверсивность -формально-динамический параметр. В общих чертах, экстраверта можно описать, какоткрытого, социабельного, разговорчивого, активного субъекта, а интроверта, какнеобщительного, замкнутого, пассивного. Экстраверты высоко ценят активную,деятельную жизнь. Интроверты - свободу и самоуважение.  Экстраверты более чувствительны к награде, аинтроверты - к наказанию  и т.д. Сам Юнгтак определял экстраверсию: "Экстраверсия есть, до известной степени,переложение интереса вовне, от субъекта к объекту" (К.Г. Юнг.Психологические типы)Под интроверсией Юнг понимал обращение интереса внутрь,когда "мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда какобъекту принадлежит самое большее вторичное значение" (К.Г. Юнг.Психологические типы). Это два типа  диаметрально противоположных людей,действующих диаметрально противоположно в неосознанной части поведения,  записанными с их слов и с их понимания ,  но не следует забывать, что эти функции врожденныеи развиты у всех по разному и не существует понятия стопроцентной  экстравертности или интровертности. Об этомговорил и Юнг, считая, что чем большую степень экстра или интровертности  приобретает человек, тем ближе его состояниек патологии. “Резкие отклонения выраженности двух функций приведут к патологии,а умеренные – создадут либо тип экстраверта, суть которого - порхание поповерхности жизни, либо углубленного в себя интровертаЗдесь, скорее, можно говорит о предрасположенности человекачаще всего вести себя, как экстра или интроверт. Существуют, также, точкизрения- экстраинтроверсивные,  когдачеловек принимает вопреки своей природе чужое мнение, как единственно верное,благодаря суггестии(внушению), коммуникативному эффекту (проповедь в церкви,собрание, лекция в зале при стечении большого количества народа и т.д.) илипросто уступкой, от нежелания вникать в суть вопроса. Э.А. Бурчак (Бурчак Э.А. Психологические особенности  формирования экстра- и интровертированныхчерт личности ) в своей диссертационнойработе, посвященной формированию экстра- и интровертированных черт личности,сделала такое обобщение состояния проработанности проблемы: «В противоречии с масштабом экстенсивнойопытно-экспериментальной работы по изучению экстраверсии-интроверсии находитсяслабость глубинной проработки механизмов данного явления, что находит своевыражение в отсутствии признанной теории экстраверсии-интроверсии. Остаютсянерешенными вопросы о содержании самого понятия, о внутренней структуре данногокачества, о его месте в структуре индивидуальности, о его генезисе и мозговыхмеханизмах» .Это очень важно понимать,поскольку все ТИМы  соционики, которую мычуть позже станем рассматривать, жестко привязаны к экстраитроверсии.  Кроме того, Юнг разделил все психологическиефункции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные(интуиция и ощущение). "Рациональное есть разумное, соотносящееся сразумом, соответствующее ему",а иррациональное по Юнгу - это не что-топротиворазумное, а лежащее вне разума, не основанное на разуме»(С)

Еще несколько цитат из Юнга:

"Кватерностьследует понимать как некий универсальный архетип. Последний образует логическуюоснову для любого целостного суждения. Для такого суждения необходимо наличиечетырехкратности. К примеру, если вы хотите описать горизонт как нечто целое,вы называете четыре стороны света [...] Везде вы натыкаетесь на четыре стихии,четыре касты (в Индии), четыре пути духовного совершенства и т.п. Точно такжесуществуют и четыре способа психологической ориентации [...] Чтобы сориентироваться,мы должны обладать функцией, которая утверждает, что имеется нечто (ощущение);далее, другой функцией, устанавливающей что это, - которое нечто - (мышление);третья функция устанавливает, подходит ли нам это нечто или нет, желаем ли мыего для себя или нет (чувство); и, наконец, четвертая функция определяетисточник, из которого возникло это нечто и его направление (интуиция). Когдаэти действия осуществлены, добавить больше нечего [...] Идеал завершенности илиполноты есть круг или сфера, но ее естественное минимальное членение -кватерность." (C.G. Jung. Colltcted)

"Кватерность,или кватернион, часто имеет структуру 3+1, в которой один из элементов, еесоставляющих, занимает отличительное положение и по природе своей несхож состальными. (К примеру, трое евангелистов по символике выступают как животные,а четвертый, Лука представлен в образе ангела). Этот "четвертый",дополняя трех остальных, делает их чем-то "единым", символизируяцелостность. В аналитической психологии очень часто "подчиненная" функция(находящаяся вне сознательного контроля субъекта) представляет"четвертую", и ее интеграция в сознание является одной из главныхзадач процесса индивидуации." (C.G. Jung. Memories, Dreams, Reflections.P. 416).

 

"Крест,образованный точками четверицы, не менее универсален и кроме всего прочегонесет в себе - высшее из возможного - моральное и религиозное значение длязападного человека. Аналогично круг, как символ полноты, завершенности исовершенного бытия, - широко распространенное символическое выражение неба,солнца и Бога; он также символизирует изначальный образ человека и души".(C.G. Jung. Colltcted Works. V. 16, p. 405).

Итак, эти четыре функции лежат в основе типирования всовременной соционике. Вначале определяется экстраинтровертность, затем,рациональность-иррациональность, и толькопотом основная функция ТИМа и второстепенная (1-я  и 2-я функция).Но, об этом чуть позже.

Существует гипотеза советских психологов Симонова  П.В., Ершова П.М., что четыре типатемперамента наследственно определяются параметрами,  развитием ивзаимовлиянием четырех основных структур головного мозга :

Гипоталамус(Википедия)(лат. Hypothalamus) или подбугорье —В гипоталамуспоступает информация из центров, регулирующих деятельность дыхательной исердечно-сосудистой систем. В гипоталамусе расположены центры жажды, голода,центры, регулирующие эмоции и поведение человека, сон и бодрствование,температуру тела и т.д. Центры коры большого мозга корректируют реакциигипоталамуса, которые возникают в ответ на изменение внутренней средыорганизма. Из гипоталамуса выделены обладающие морфиноподобным действиемэнкефалины и эндорфины. Они влияют на поведение (оборонительные, пищевые,половые реакции) и вегетативные процессы, обеспечивающие выживание человека.Гипоталамус регулирует все функции организма, кроме ритма сердца, кровяногодавления и спонтанных дыхательных движений.

У социоников гипоталамусотвечает за общее понятие—этика (эмоция),

Гиппокамп (Википедия)(от др.-греч. ἱππόκαμπος — морской конёк) — часть лимбической системыголовного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формированияэмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти вдолговременную).

В соционике гиппокамп– интуиция, стратегия

Миндалевидное тело, миндалина (Википедия)(лат. corpus amygdaloideum) — характерная область мозга, имеющаяформу миндалины, расположенной внутри височной доли (Lobus temporalis) головного мозга. В мозге двеминдалины — по одной в каждом полушарии. Миндалина играет ключевую роль вформировании эмоций.Считается, что у людей и других животных эта подкорковаямозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх), так иположительных эмоций (удовольствие). Её размер положительно коррелирует сагрессивным поведением. У людей это самая сексуально-диморфная структура мозга— у мужчин после кастрации она сжимается более чем на 30 %. Предполагается, чтотакие состояния, как тревожность, аутизм, депрессия, посттравматическоестрессовое расстройство и фобии, связаны с ненормальным функционированиемминдалины.

В соционике– отвечает за сенсорику, тактильные ощущения.

Фронтальный неокортекс или лобная доля Отвечает за строительствовероятностного прогноза, приуроченного пространственной организацией внешнегомира.Он жеспособен производить селекцию высокозначимых сигналов, отсеивая второстепенныеЭто планирование, контроль ивыполнение движений (двигательная (моторная) область коры больших полушарий -прецентральная извилина), речь, абстрактное мышление, суждение.

В соционике-логика, порядок.

В основе гипотезы- диапазон поведения, та великаявариативность, в диапазоне которой, соответственно, эмоциональная стабильность,наша способность выдерживать социальную суггестию или поддаваться ей, посколькуне суггестивных(не внушаемых) людей не бывает.

По Симонову П.В(Мотивированный мозг.Симонов  П.В) :“гипотеза сводится к тому, чтоиндивидуальные особенности взаимодействия передних отделов новой коры,гиппокампа, миндалины и гипоталамуса лежат в основе типов, выделенныхИ.П.Павловым.» и  определяют  общее свойство человека– его эмоциональноеотношение к окружающей реальности и к самому себе. Т.е темперамент это-характеристика стиля отношений через возбужденные в данный момент участкиголовного мозга. Четыре отдела мозга, их попарное взаимоотношение или взаимовлияние,  напрямую связаны с нашим темпераментоми обусловливают силу и возбудимость нервной системы. Неокортекс и гипоталамусопределяют доминирующую потребность и ориентированы на высоковероятные события.Гиппокамп и миндалина определяют субдоминантные потребности и ориентированы намаловероятные события. Кроме того, в прошлом веке была разработана  теория информационного метаболизма А.Кемпиньского — польского психиатра и психолога, позволяющая понимать механизмыусвоения и изменения  получаемойчеловеком информации– как из социума, так и при помощи собственных сенсорныхощущений. В центре всего процесса информационного метаболизма находится лимбическаясистема. Мозг, получая сигнал от центральной нервной системы, предварительно  перерабатывает его, и отправляет на  второй уровень центральной переработкиинформации происходящей в четырех функциональных системах, к которым приходятсигналы от органов чувств. Это  ассоциативная система, лимбическая система,  двигательнаясистема и вегетативная система .Эту деятельностьобластей  нашего мозга можно считатьосновой нашего поведения. Здесь уместно добавить, что о структуре входящейинформации, ее спектре и ее систематике, в зависимости от формы и содержания, впсихологии и соционике еще  никем неговорилось. Как одна и та же  информациявоспринимается разными носителями ТИМов?

СОЦИОНИКА

 На основе  указанных трудов ,основоположником соционики   А.Аугустинавичюте, в конце прошлого века былирассмотрены и  приняты  четыре основные психологические функции:

Интуиция, этика (эмоция), сенсорика и логика;( …учитывая громоздкость инеестественность звучания переводных терминов, А. Аугустинавичюте сознательнопошла на изменение терминологии, рискуя вызвать на себя огонь критики состороны психологов, философов и представителей других гуманитарных наук. Онаввела в качестве аналогов юнговских признаков, понятия, традиционноиспользуемые в других сферах: "логику" - вместо "мышления","этику" - вместо "чувствования", "сенсорику" -вместо "ощущения", "рациональность" - вместо"рассудительности", "иррациональность" - вместо"восприимчивости".Овчаров А.А.История названий типов личности)

Эти функции,  всочетании с рациональностью и иррациональностью, экстравертностью иинтровертностью, дали шестнадцать типов информационного метаболизма

1.ИЛЭ - Дон Кихот                                9.ЛИЭ - Джек Лондон

2.СЭИ - Дюма                                       10.ЭСИ -Драйзер

3.ЭСЭ - Гюго                                         11.СЭЭ - Наполеон

4.ЛИИ - Робеспьер                              12.ИЛИ - Бальзак

5.ЭИЭ - Гамлет                                      13.ИЭЭ -Гексли

6.ЛСИ - М. Горький                             14.СЛИ -  Габен

7.СЛЭ - Жуков                                      15.ЭИИ - Достоевский

8.ИЭИ - Есенин                                    16.ЛСЭ -Штирлиц

                Где,первая буква –отношение к 1 функции(например,-Э-этика),вторая– ко второйфункции, а третья показывает экстраверсию– интроверсию. Имя собственное, этоупрощенное название ТИМа (типа информационного метаболизма), для более простогои более яркого понимания.

Каждый человек внушаем, в той или иной мере, именно это егосвойство позволяет нам существовать  всоциуме, свойства которые используют в практике психотерапии и в различныхмассовых сеансах психотерапии  Кашпировскаго,Чумака и т.д., свойства, которые предполагают преодолеть   межтимные противоречия и установки. Найтиспособы взаимосуществования в социуме. Мы можем не поддаваться гипнозу, но втой или иной степени воздействие на нашу  психику , наш мыслительный аппарат допускает.В противном  случае, это вызывает  патологии. Не поддаваться социальномувнушению, значит  стать психопатом,обрести психотизм,как говорил И.Калинаускас.

Это те кирпичики к которым мы так долго шли и о которых ипойдет в дальнейшем разговор._ Итак, как связаны психология и соционика:

Гипоталамуси лобные доли  (определяют холерика-   в соционике-функция отвечающаяза   эмоции-логику (ориентированы на высоко вероятные события))

гипоталамуси гиппокамп - у сангвиника;       эмоция – интуиция(маловероят. +высоковероятн)

миндалиныи лобные доли-у флегматика;        сенсорика- логика (высоковероятн+маловероя)

миндалиныи гиппокамп - у меланхолика.        сенсорика- интуиция(Маловероятныесобытия)

То есть, те принципы , о которых говорит соционика,основаны не на факте, а всего  лишь  на гипотезе Симонова  П.В., Ершова П.М.,  и не оставляют шансов длявыживания( так в соционике) холериков и меланхоликов, поскольку ониориентированы не на смешенные  видывероятных событий, а на определенные– либо высоковероятные, либо маловероятные.Исходя из понимания вариативности типов личности о которых говорил и Павлов, иЮнг, можно говорить не о типизации, а о некоей вырезке из спектра типическихпроявлений–  некое понимание «от и до….»,которое характеризуется степенью развития конкретной личности. Скажем,исследования показывают, что самый большой гиппокамп обнаруживается у таксистови лесников, которые вынуждены его развивать ориентируясь в ареале своегообширного проживания и частой необходимости ориентироваться в нем. Т.е. ,говоря языком «публичной» соционики– «человек натренировал в себе интуицию»,уже имея две врожденные, отличные от интуиции функции. Путем проб и ошибок он,вначале, откладывал события в краткосрочную память, но имея явно выраженнуюмотивацию, сопряженную, порой, с условиями выживания,  перекладывал информацию в долгосрочнуюпамять( а именно при наличии мотивации краткосрочная память в течение часапереходит в долгосрочную память) , постоянно активизируя гиппокамп.

Ясно, что соционика говорит об усредненном понятии инаиболее типических проявлениях и описывает лишь наиболее вероятные межтимныеотношения, в отличие от таких же наиболее вероятных юнговских описаний  типов и способов информационного метаболизма, но эту усредненность и приблизительность нельзя относить к конкретным типам,а ,тем более, считать их количество конечным и полным. И по законамкомбинаторики сочетанием из 4 функций должно быть число 24.Если комбинироватьбез повторения функций( сам на сам), то будет 20 вариантов. Четырех не хватает.Исходя из этой логики необъясним тот факт на котором в соционике нерассматривается тип ИС– интуитивно-сенсорных (или СИ– сенсорно-интуитивных) иЭЛ– эмоционально-логических (или ЛЭ– логико– эмоциональных).Вы, заметили—их нетв списке. Никаких фактических обоснований, почему эти типы не рассматриваются,у социоников нет. И Юнг и Аугустинавичюте инстинктивно ( оба ИЛЭ!!!) считали ихнежизнеспособными основываясь на том, что это крайние проявления двух дихотомий(либо-либо) . И если считать ТИМность, как вариативную функцию, то не следуетрассматривать эти четыре типа, как патологию( вследствие чего, собственно, этиТИМы и не рассматривались) и вопрос о дихотомиях стоит пересмотреть в некуюдопустимость (от и до) или (в некоторых случаях- то, в некоторых – это).

Функция экстраверсия– интроверсия понятие не врожденное, а приобретенное и полученное в результате социопатических отклонений,поскольку любое пережитое  и осознанноеизменение в той или иной среде психического состояния человека есть отмеченныйопыт и, как следствие, новообразования в физическом теле мозга. Это объясняетсятем, что человек рождается с развитым лишь на 25% мозга, поскольку женскаяанатомия не предусматривает рождение ребенка , с большой головкой, с полностьюразвитым мозгом. Женский  таз, неспособен пропустить ребенка с таким мозгом, а стало быть большим, чем обычно,объемом (весом) тела, т.к. женщина утрачивает при этом способность нормальнопередвигаться и , как следствие, заботиться о новорожденном. Такая ситуациянежизнеспособна и  эволюционно тупиковая.

Это обстоятельство толкнуло человека на путьприобретенного либидо (психической энергии). Мозг получает развитие вместес  ростом тела, вместе с  получением психофизического опыта. И еслиактивность  тех или иных мозговых долей икомбинаций их деятельности является функцией врожденной, то  развитие самих долей это вопрос  приобретенного опыта  и (или)перенесенных  и хронических патологий или процессы,нарушающие гомеостаз..

Поэтому, в целях наиболее полного  понимания механизмов информационногометаболизма, следует  отталкиваться отврожденных особенностей человеческого мозга, или его темперамента и соотносить,как вариацию, с опытом приобретенным. Очень наглядно это обстоятельстворассматривается у гуру современного бизнеса И.Адизеса. Аудит в бизнесе оченьсильно сходен с психиатрией, только «лечится» и рссамтривается  не личность, а организация.Он вводит понятие отипизации «неправильных» менеджеров, приемлемое для людей далеких от психологиии соционики– для бизнесменов. Вот его типизация:

Производитель(обозначается буквой Р), администратор (А), предприниматель (Е) и интегратор(I).

(P)  призван производить результаты  дляпревращения организации ( в данном случае можно рассматривать и семью, и любуюпару людей) в функциональную, характеризующуюся результативностью вкраткосрочном аспекте.

(А)Администрировать для превращения организации (пары)в систематизированную,характеризующуюся эффективностью в краткосрочном аспекте.

(Е) Быть предпринимателем для превращения организации (пары)в готовую купреждающим, действиям, характеризующуюся результативностью в долгосрочнойперспективе.

(I)Интегрировать для превращения организации(пары) единый организм, характеризующийся эффективностью в долгосрочнойперспективе.

Адизес утверждает, что обладать всеми указаннымифункциями одному человеку невозможно, как невозможно иметь идеальногоруководителя, воплотившего в себя все четыре функции Без развивающих факторовчеловек может иметь лишь 2 функции в лучшем случае.Это напрямую корреллируется,с соционикой. Нетрудно сопоставить «витамины» (как он их называет )Адизеса, сфункциями соционики, где функция (Р) -это сенсорика, (A)-логика, (E) -интуиция и (I)-этика. Если хотя бы одного изэтих «витаминов» не хватает, организации (семье, паре) грозит болезнь- плохоеуправление. Адизес описывает симптомы этой болезни. Тестируя людей, поспецифическим вопросам http://www.adizes.info/, Адизес получает несколько значений указанных функций в процентномотношении. Но, если в соционике подразумевается только 2 основные функции , тоу Адизеса их может быть несколько, но в сумме они должны составлять 100%. Тоесть, например, есть определение типа менеджера : (Р)-12%, (A)-25%,(E) -30%,(I)-33%, которое указывает на то,что это «Мнимый лидер 0AEI » , где практически нет функции Производителя (Первый– ноль, посколькуменее 25%- меньше четвертой части всех функций) и следует описаниеповеденческих функций этого типа, с рекомендацией развивать именно сенсорно–производительные функции. То есть, признается, что функции можно развивать,хотя и невозможно развить все четыре. Просто и понятно. И ЭТО РАБОТАЕТ! Никакихиррациональностей– рациональностей, экстравертно- интровертных соотношений. Итогда мне пришло на ум, что нужна теория без влияния этих  частных патологических свойств личности,наложенных по соционике на все функции без какого-либо исключения. В церквиговорят, что нет людей безгрешных…если понимать с точки зрения, что нет людейполностью развивших свои функции, то это очень верно, только это скорее негрех, а путь по которому, как и предлагает церковь, следует идти.

Механизм человеческого мышления чрезвычайно сложен и нет инструментов для егополного и единственно верного моделирования. Однако, есть  основные схемы, по которым  с наибольшей вероятностью эти процессыпротекают. Есть процессы, которые протекают автоматически, не взирая на желанияносителя психической функции- инфернально. Это интеллектуальные автоматизмы, кроме автоматизмовповеденческих и стилевых, в пределах стабильного самосознания, в неигровой зоне«Я». Так, носитель ТИМа  в соционикеДон-Кихот(ИЛЭ), физически избегает острых конфликтов. Просто, уходит(убегает)из «горячей» зоны не понимая, почему он это делает. Им движет не трусость, немудрость Ганди о непротивлении злу, а он просто НЕ ЗНАЕТ, как поступать вэтической ситуации неизвестного, непрожитого ранее  состояния  и получает команду к ретировке..а потом долгомучается и заламывает руки:

—онинаверняка подумали, будто бы я испугался… позор какой! А ведь мог ответитьтак-то и так-то….

Ну,нет у человека этики. Нечем разбираться в ситуации. И только опыт пережитого,закрепленный  в структурах памяти, даетответ на аналогичное поведение. У «этических», этого не бывает. Онипрогнозируют этическое поведение, они могут легко поставить себя на местособеседника и подстроиться под него. Адизес называл их и

Юрий # 19 декабря 2012 в 14:43 0
в стандартной соционике вообще принципиальная ошибка - ведь она изучает только восприятие информации человеком, однако после восприятия есть еще и обработка а после обработки соответствующие действия которые потом можно классифицировать как поведение, но в умах социоников почему-то из первого всегда однозначно следует последнее минуя все шаги!
konstantin reznikov # 20 декабря 2012 в 11:03 0
вот об этом у меня дальше..но , не вошло.Подскажите, как редактировать текст и, как вставить продолжение, ибо сии бесовские штуки для меня в новинку...(изините, есичо..)И, почему-то послипались слова и частицы..В копируемом тексте- все нормально.
Юрий # 23 декабря 2012 в 05:28 0
да, это наверно из за копирования или из ворда или из интернета, надо что-то придумать :)